| |||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. МЕТОДОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ,МЕДИЦИНЫ И ОБЩЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Суть перестройки здравоохранения по образцу ХХI века Как сказано в предыдущих Главах, в программу и в проект оздоровления общества должны входить также прямое очеловечивание экономики за счет передачи трудящейся части населения большей части национального капитала в виде долгосрочных кредитов и превращение всей социальной сферы в Государственную Страховую Монополию на капитал, время жизни и здоровье человека. В проблемной форме и с акцентом именно на этих вопросах эта сторона жизни нашего общества рассматривается в книге "Третий путь в ХХI век", которая непосредственно примыкает к Концепции общественной безопасности России (КОБР "М„ртвая вода") и усиливает е„ за сч„т наработки для социальной сферы. В связи с этим подч„ркиваем, что национальное здравоохранение по сути должно представлять собой мощный социальный институт сохранения индивидуального здоровья каждым человеком и государством, что в полной мере возможно только в обществе, которое вс„ целиком встает на путь гуманистического развития, в том числе - очеловечивания экономики, социальной сферы, власти и т.д. Такого общества и такого здравоохранения у нас в стране ещ„ не было и нет до сих пор даже в проекте, как, впрочем, и самого этого Проекта. В связи с этим нужно в первую очередь говорить о таком здравоохранении, создание которого могло бы стать поворотным моментом в истории нашей страны и переориентировало бы е„ развитие в гуманистическом направлении, что и означало бы русское "социальное чудо", произошедшее в начале ХХI века. Основной принцип производства этого "чуда" должен состоять в том, чтобы вывести индивидуальное здоровье каждого гражданина страны, входящего в здоровое ядро нации, в оптимальное состояние и постоянно поддерживать его в таком качестве. В этом же состоит ключ к опережению большинства распространенных болезней, поскольку в оптимальном состоянии организм человека обладает наивысшей сопротивляемостью и устойчивостью по отношению к ним. Причем деятельность такого рода должна опираться не столько на анналы Академии Медицинских наук, сколько на (интер)национальную психофизическую культуру в формировании здорового образа жизни, а также - на сокровищницу (между)народной безлекарственной медицины, которую нужно сосредоточить в одном месте для изучения и распространения в персонализованных вариантах. В связи с этим должны иметь место, с одной стороны, серьезная депрофессионализация сведений об индивидуальном здоровье человека, а с другой - передача их путем соответствующего обучения значительной части населения для самостоятельного использования в образе жизни с помощью консультантов и под контролем специалистов. И только те нарушения здоровья, с которыми не может справиться сам человек и этот социальный институт народного здравоохранения, будут составлять предмет традиционной для европейских стран профессиональной деятельности официальной и узкоспециализированной медицины. Причем в слово "традиционный" нужно вкладывать тот смысл, что речь идет о медицине традиционной для дочеловеческого (или - догуманистического) общества. Степень развитости последней - показатель неблагополучия в здоровье населения и низкой эффективности народного здравоохранения как социального института такого общества. В обществе, вставшем на путь гуманизации экономики и социальной сферы структура заболеваемости и состояние здоровья должны измениться так, что медицинское ведомство в структурном отношении должно быть чем-то вроде Главка или Отдела в Министерстве и в системе здравоохранения. Собственно говоря, в России ситуация в области здравоохранения сейчас уже такова, что его перестройка в таком направлении уже назрела. С одной стороны, есть какая-то система медицинского обслуживания населения, которая опирается на официальную медицинскую науку и которая многим представляется здравоохранением. С другой стороны, - возникла и развивается Академия энерго-информационных наук во главе с проф. Ханцыверовым и Всероссийский Центр народной медицины и целительства во главе с проф. Я.Г.Гальпериным. Но самое главное состоит в том, что в разных городах страны уже формируются и действуют более или менее мощные Центры народной медицины и целительства без лечения и лекарств, которые фактически являются ростками естественного оздоровления общества за счет здорового образа жизни все более значительной части населения, а медицины - за счет роста возможностей действительно народного здравоохранения. Естественным образом в стране постепенно формируется Народный Университет здоровья и активного долголетия человека, обучение в котором, равно как и жизнь после его окончания постепенно будут вс„ более несовместимыми с идиотскими по своей сути российской экономикой и общественным устройством. Таким образом, в целом очень многие условия для выдвижения, разработки и внедрения новой, гуманистической по сути и информационно-энергетической по содержанию концепции национального здравоохранения уже сложились. Правда проблема преобразования той части социальной сферы, которая непосредственно занимается жизнью и здоровьем человека, пока выглядит очень сложной и достаточно трудной для решений. Тем не менее представляется вполне целесообразным уже сейчас изложить соображения о том, как видится оздоровление населения, медицины и общества с научной, но не с традиционно медицинской точки зрения. Здоровье человека - новый предмет внимания в сфере здравоохранения Понятие "доктор" воспринимается в стране исключительно как "врач" и потому считается, что эта социальная фигура получает от населения свои деньги за лечение различных болезней, а не за то, чтобы его пациенты жили и работали, находясь в добром здравии, и вообще не страдая никакими известными медицине болезнями. Такой специализации в нашем здравоохранении нет и вся система оплаты труда в этой области по традиции советского общества является патологической в прямом и в переносном смыслах этого слова, поскольку фактически поощряет заболеваемость среди населения и прежде всего - его трудящейся части. Смена предмета профессионального внимания и работы в контексте оздоровления населения для выживания нации в первую очередь сталкивается с проблемой "зациклинности" этого внимания на патологии, то есть - с патологическим духом самого здравоохранения, с одной стороны, и с патологической по сути системой оплаты труда в области охраны здоровья, - с другой. Вместе с тем совершенно ясно, что в перев„ртывании этой системы оплаты труда "с головы на ноги" должны быть заинтересованы, с одной стороны, - сами люди, на жизнь и здоровье которых он направлен, а с другой - государство, в условиях и с ведома которого вс„ это делается. Вот и вс„, "вот и приехали!", как говорится, - становится видно, почему перестройка здравоохранения не может обойтись без гуманизации общественной жизни и без соответствующих преобразований в экономике и в социальной сфере. Должна произойти СМЕНА МОТИВИРОВКИ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ И ДЛЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА Е‚ РАБОТНИКОВ, ЧТО НЕВОЗМОЖНО БЕЗ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВА. Элементы базовой концепции народного здравоохранения Итак, по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (1975) "Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие человека". Ясно, что при таком определении данного понятия фактическое состояние организма и индивидуального здоровья человека в принципе не может быть предметом статистического наблюдения, уч„та и отч„тности, поскольку оно характеризует только качественную сторону здоровья, притом - сугубо частный, так сказать, идеальный, исключительный случай этого качества. Именно поэтому, в частности, говорят, что полностью здоровых людей нет. Следует добавить, что помимо ВОЗ-ского определения в специальных справочниках, энциклопедиях и литературе значатся еще около 200 определений данного понятия, разных по форме, но одинаковые по сути и по духу. Все они стараются определить здоровье не как реальный предмет внимания, интереса и усилий, а как некий эталон, идеальное состояние или идеально выполняемые функции организма и человека. При этом существенно, что конкретные физиологические параметры, характерные для теоретической "нормы", носят чисто статистический характер и являются усредненными, так что в принципе этот "эталон качества" здоровья "среднего человека" расписан довольно подробно, хотя и никому прямо не подходит. Однако именно в таком - сугубо условном смысле он и используется в практике. Реальная же картина очень сильно варьирует, поскольку зависит от великого множества факторов, - национальности, возраста, генетических особенностей, болезней, условий жизни и труда и т.д. и т.п. Поэтому в медицинской статистике учитываются только болезни, которые понимаются как более или менее сильные отклонения от среднестатистической нормы, но не как индивидуальные вариации самой этой нормы. В целом эта ситуация в медицине сильно похожа на ту, которая имела место в 17-м веке в классической физике и которая подробно описана в литературе, посвященной революции взглядов в этой области знания и практики (см. в частности, многочисленные работы Б.Г.Кузнецова). Опыт превращения классической физики в ее современную (или неклассическую) противоположность чрезвычайно полезен в нашем случае - и для понимания принципиальной ущербности всей методологии современного европейского здравоохранения, и для предсказания направления его преобразования по мере продвижения в ХХI век. Точно говоря, по своей методологической зрелости и в сравнении с современной физикой европейская классическая медицина находится на том же уровне, на котором находилась классическая механика в ХVII-XVIII веках. Механистический тип, содержание и уровень мышления, тяготение к определениям и избегание неопределенностей - вот основа профессионального мировоззрения современной европейской медицины вообще и медицинской науки - в особенности. И винить в этом самих медиков нельзя, ибо мы имеем в этой области сейчас около 2,5 веков отставания по уровню методологической развитости по сравнению с далеко ушедшей впер„д неклассической физикой. И наоборот, - древняя восточная медицина, активно оперирующая около 5 тысячелетий весьма неточными и плохо определенными понятиями, прежде всего - представлением о вообще не определенной "жизненной энергии", о космических "жизненных силах" (Изначально Живая Вселенная), Вселенских половых началах "Инь" (женское) и "Ян" (мужское) и т.д., - уже только по предмету своего внимания и усилий находится в методологическом отношении гораздо ближе к современному стилю научного мышления вообще и к современной (неклассической) физике - в частности. Выше, при обсуждении "основы жизни" - воды, мы отметили факты, которые дали возможность предположить, что в структуру здоровья, дающего человеку возможность жить, то есть - существовать какое-то время в тр„хмерном пространстве в виде классического объекта, непосредственным образом встроена смерть, то есть - некая сила, которая выводит нас из этого бытия и выводит за время жизни в биологическое небытие, то есть - в знаменитую китайскую "Великую Пустоту". При этом мы условно отождествили последнюю с "ч„рными дырами", действующими в мировом космическом пространстве. Тем самым мы обозначили понимание здоровья как поля сил жизни и сил смерти, которые взаимодействуют друг с другом в пространстве в течение времени жизни. Интересно, что вследствие действия на каждого из нас сил смерти мы постепенно "уходим" внутрь себя по пути в это самое "биологическое небытие", а вследствие действия на каждого из нас жизненных сил мы удерживаемся в пространстве как обычный классический объект. Стало быть, в структуре индивидуального здоровья одновременно действуют оба этих начала, прич„м одно из них в китайской натурфилософии и в медицине рассматривается как Вселенское Женское ("Инь"-ское и связанное со смертью и умиранием), а второе - как Вселенское Мужское ("Янское" и связанное с жизнью как с выживанием). О соотношении практической медицины и народного здравоохранения В этой связи существенно, что абстрактный (или полевой) предмет деятельности и практика информационно-энергетических воздействий складывались на протяжении долгих веков. С одной стороны, это было искусство оздоровления и безлекарственного лечения с помощью естественных жизненных сил, возможностей организма больного и сознания целителя, а с другой - национальная, а значит - народная медицина, в основе которой лежали и лежат до сих пор представления о здоровом образе жизни и о высоких требованиях к личной и психофизической культуре человека, а главное - о духовной принадлежности личности целителя и методов его работы (белая и ч„рная магия и маги) Конечно, по степени законченности всех этих представлений и по форме и теоретическому описанию вс„ это пока не имеет практически ничего общего с настоящей наукой, если за е„ образец брать современную (неклассическую) физику. С другой стороны, - на языке методологии современной физической науки можно сказать, что предметом уч„та в современном здравоохранении являются только "классические переменные", то есть - непосредственно наблюдаемые более или менее значительные отклонения от того, что называется усредненной "нормой" или "идеальным здоровьем" (это - методологические аналоги "абсолютного эфира"), а не полевые, энергетические, которые непосредственно не наблюдаются в опыте и потому по определению являются экстрасенсорными характеристиками здоровья человека. Надо думать, что именно этой приверженностью медицины к очевидности проявлений болезней на фоне умозрительных представлений об идеальной "норме" объясняется упомянутое выше историческое недоразумение - хроническое запаздывание медицины по отношению к заболеваемости. Действительно, - как иначе можно диагностировать болезнь, если не допустить ее развития до такой степени, чтобы ее проявления можно было уже наблюдать со стороны с помощью органов чувств постороннего наблюдателя (врача) или физических приборов? Это - основной недостаток, если не порок медицины как профессионального и социального института охраны здоровья человека, главный признак ее собственного хронического нездоровья, от которого она должна избавиться на пороге ХХI века и оставить его в ДОчеловеческом прошлом вместе с последним. Чтобы соответствовать духу гуманизма и высшей цели общественного развития в полной мере, нужно очеловечить теорию, практику и основы здравоохранения, для чего изменить предмет основной деятельности в данной области и переключить внимание с уже наблюдаемых в практике болезней и страданий человека на его здоровье, притом раскрыть причинно-силовой, энергетический (или полевой) смысл этого понятия. Самый простой путь для этого - связать воедино, точнее, в единую картину наработки европейской и восточной медицины, понимая первую как носителя классических, а вторую - неклассических представлений о здоровье человека. В общем смысле медицина, как и современная физика, должна преобразоваться в методологическом отношении в неклассическую отрасль науки и практики и прежде всего - отказаться от оперирования догматическим определением здоровья как идеала, эталона и т.п., а рассматривать его как самостоятельную полевую реальность, кроющуюся за внешней стороной тела и жизни человека, или иначе, - как некое однозначно неопределенное средоточие (или взаимодействие) сил жизни и сил смерти, которые, как и прочие энергетические поля, действуют во всей природе и по отношению ко всем живым объектам. Тем самым в теоретический и практический актив современной науки и практики должны войти не только непосредственно наблюдаемые факты, явления и величины, но и те невидимые силы, от которых они зависят. Так называемая "жизненная энергия" - это реальная сила, от которой как от ненаблюдаемой в чувственном опыте, не измеряемой пока с помощью физических приборов и потому совершенно пустой выдумки вот уже очень давно отмахивается классическая по духу медицинская наука. "Свято место пусто не бывает", и рядом с этим методологическим целомудрием и даже тупостью столпов классической медицинской науки, просто как бельмо на глазу у официальной и ортодоксальной медицины, во всех европейских странах веками существуют в различных вариантах и практикуют разные знахари, колдуны, используется магнетизм и экстрасенсорика, белая и черная магии, прочие психофизические "аномалии" и так называемые чудеса. Вот было бы интересно, если бы в современной физике кто-нибудь попробовал бы отмахнуться от представлений о физическом вакууме как о "вместилище" разных сил и физических полей, руководствуясь, например, интуицией, симпатиями, договор„нностями между специалистами или догмами классической механики, "Пустота же, вакуум-то, в нем же ничего нет и не должно быть, иначе - это не пустота!"... Или от объективно существующей неопределенности пространственно-временных координат и прочих параметров элементарных частиц, которую приходится учитывать даже в логике теоретического описания их поведения в опыте: не "есть" или "нет" элементарная частица в той или иной "точке" пространства и времени, а некоторые вероятности того, что она там и "есть", и "нет" одновременно... В современной физике, особенно - в экспериментальной к этой неопределенности давно привыкли, поскольку на не„ натыкаются в каждом и любом эксперименте по исследованию атомных объектов. Революция в физической науке началась с понимания этого объективного факта и с конца прошлого века произвела соответствующие изменения не только в структуре науки и практики, но и в философии и мышлении физиков. Однако, было и в ней упомянутое выше время, когда классическая доктрина, догмы и наукообразные дефиниции были не просто такими положениями, которые принимала научная общественность, но и считались единственно правильными по сути и содержанию. Недопонимание реального положения вещей и недоразумение принимались и выдавались за истину. Можно предполагать, что совершенно нормальная методологическая революция ожидает в ближайшее время медицину, притом в большей мере - европейскую, поскольку в понятие ее предмета и в ее методологический арсенал должны будут войти адаптированные представления о жизненной энергии, возникшие и частично отработанные в безлекарственной восточной медицине. С другой стороны, попытка создания целостных представлений о здоровье человека путем объединения базовых представлений европейской медико-биологической науки и основ восточной медицины не может не породить нечто новое в конечном итоге. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРЕДМЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Аналог "абсолютного эфира" в медицинской науке В первую очередь сказанное выше означает, что, выделяя предмет внимания и усилий в данной области, совершенно неправильно и нельзя делить людей на больных и здоровых на том основании, что у первых обнаруживаются признаки известных болезней, а у вторых - здоровья в ВОЗ-ском смысле этого слова. Конкретно говоря, такое разделение населения в принципе некорректно, поскольку ни больные с классической медицинской точки зрения, ни здоровые с не„ же не подпадают однозначно ни под определения болезней, ни под определения здоровья человека. Следовательно, по фактическому состоянию своего индивидуального здоровья верно они характеризуются только с помощью категории неопределенности, которая медикам непонятна и ими не признается ни в теоретическом, ни в практическом плане. Однако, она неизбежно присутствует при всех разделениях такого рода, и потому требует специального внимания как факт совершенно объективный и недвусмысленный. Важно понять, наконец, что ситуация неопределенности из-за несовпадения представлений классической медицинской теории о здоровье и о болезнях человека с его фактическим и неопределенным состоянием - самая реальная и типичная, а случаи их совпадения - практически невероятны. Это - просто объективный факт, на который натыкаешься в медицине постоянно и который, следовательно, нужно воспринимать как свидетельство принципиальной неполноты медицинских представлений как о здоровье, так и о болезнях человека. Получается так, что классическая медицина оперирует своими определениями болезней человека, абстрагируясь от описания его здоровья, а заодно опускает и отличия картины именно его заболевания от стандартной картины, описанной в науке и в учебниках. В принципе основным (а не дополнительным по сравнению со статистикой болезней) предметом учета и источником действительной информации о состоянии здоровья реального человека следует считать именно его отличия (или отклонения) от эталонного определения здоровья, а не совпадение с этим определением. Экспериментальный смысл понятия индивидуальной нормы Когда мы пользовались выше ВОЗ-ским определением здоровья, то мы имели в виду его общепринятый в медицине, не экспериментальный, а спекулятивно-теоретический смысл - "норма", "идеал" и т.п. Соответственно, мы не противопоставляли ему явным образом необходимость экспериментального определения индивидуальной нормы для организма каждого человека. Вместе с тем мы подчеркнули, что "...современная физика достигла величайших успехов, отказавшись от использования спекулятивных понятий, не имеющих экспериментального смысла" (Макс Борн), а также - факт неизбежной неопредел„нности, которая образовывается всякий раз, когда в медицине определяют здоровье или болезни. Однако выше был отмечен и другой факт, который автор наблюдал у людей, перешедших на свой ППО и реализовавших свои персональные оздоровительные программы. По сути - это было случайным открытием, хотя методологический смысл его дош„л до сознания автора довольно быстро, поскольку этому предшествовало добрых 15 лет размышлений над механизмом "Революции в физике" (А.Эйнштейн и множество других авторов, имевших к ней прямое отношение или превосходно прокомментировавших е„ в своих работах). Феноменология этого факта выделена в Главе о питании, когда мы характеризовали группу необходимых вод и продуктов, используя при этом ВОЗ-ское определение понятия здоровья как идеала в этом вопросе. Суть здесь заключается в том, что вследствие перехода на Персональный Водно-Пищевой Оптимум и некоторых других действий происходит относительная нормализация состояния индивидуального здоровья. Ее основной, результирующий феномен - это более или менее значительный "дрейф" большинства физиологических и обменно-энергетических показателей к индивидуальной норме здоровья конкретного человека. Еще раз отмечая это, подчеркиваем также, что данный феномен имеет место примерно через 2-3 и более месяцев после удачной нормализации питания и потребления питьевой воды. Кроме того существенно, что для его поддержания и развития нужны время и специальные усилия по нормализации ещ„ четыр„х основных жизненных функций организма - дыхания, выделения, регенерации и движения, а также - состояния системы их (само)регуляции на 3-4-х уровнях из 7, которые фигурируют в понятии здоровья.. Нормализация питания - это только естественная основа здоровья и здорового образа жизни человека, то есть - необходимое, но недостаточное условие такой нормализации в общем смысле этого слова и применительно к каждому конкретному человеку. В целом данная Процедура состоит в самоопределении индивидуальной нормы здоровья человека, занимает не менее 3 месяцев с начала работы в удачном случае е„ проведения и противоположна по характеру и целям диагностике болезней. В свете сказанного можно немного забежать впер„д и сказать, что оздоровление населения должно состоять не в подгонке состояния здоровья отдельных людей под некий единый эталон (так сказать, "все здоровы, потому что все соответствуют определению здоровья"), а в экспериментальном определении индивидуальной нормы, в которое организм входит сам, если подбираются нормальные с его точки зрения воды и продукты, корректируются дыхание, выделение, регенерационная и двигательная функции, а также - структура и функции системы (само)регуляции как минимум на 3-х уровнях - обмена веществ и энергии, физиологических процессов, нервно-психической деятельности и сознания. Вот именно этим и должно заниматься в отличие от медицины здравоохранение как социальный институт поддержания здоровья человека и общества на оптимальном уровне. Логические определения основных рабочих понятий здравоохранения Индивидуальное здоровье - это генетически и экологически определенный (ограниченный) потенциал жизненной энергии, обеспечивающей более или менее продолжительное выживание и социальную активность человека и его поколений в разных условиях жизни и трудовой деятельности. В таком смысле понятие здоровья человека относится ко всем людям, хотя и включает элемент неопредел„нности в отношении к понятию жизненной энергии. Ещ„ нескольких важных понятий, помогающих уточнить представления о предметах здравоохранения и медицины. Идеальное состояние (или качество) индивидуального здоровья - такой вариант его основного (неопредел„нного) состояния, при котором энергетически обеспечивается естественная продолжительность времени жизни и максимальная социальная активность самого человека и его прямых поколений. Из сопоставления двух этих определений видно, что первое понятие обозначает предмет основной деятельности здравоохранения, а второе - ее цель, определяемую на уровне индивидуума. Тогда можно определить смысл и другого важнейшего рабочего понятия здравоохранения. Болезнь - такой вариант основного (неопредел„нного) состояния индивидуального здоровья, при котором более или менее сильно ограничивается время активной жизни и (или) социальная активность человека. Комментируя последнее определение, подчеркнем, что оно обозначает понятие болезни с точки зрения здравоохранения и строится с учетом того, что даже очень больной человек может еще сохранять здоровье в общем, неопределенном смысле этого слова, так что в конечном счете болезни человека нужно рассматривать как частный случай его здоровья. В методологическом плане это означает, что предмет профессиональной (классической) медицины есть частный случай предмета неклассического (народного) здравоохранения, а не наоборот, как это мыслится и представляется в большинстве европейских стран, в том числе - в России. При этом просто логически получается, что народное здравоохранение выступает как претендент на роль носителя современной (или неклассической) доктрины в области охраны здоровья человека и что эта новая доктрина должна определенным образом связывать в целостную картину здоровья все его классические и неклассические переменные. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ ПОНЯТИЙ Представим себе обыкновенную кирпичную стену. Е„ структура и функция очень просты - множество отдельных кирпичиков соединены друг с другом застывшим бетоном, так что в целом получается стена, выполняющая какую-то функцию и способная противостоять нагрузкам. Теперь посмотрим, как устроена живая ткань. Это - многоклеточное образование, прич„м клетки этой ткани - как и кирпичики - связаны друг с другом в единое целое, но только в качестве бетона в н„м фигурирует основное вещество соединительной ткани и входящие в не„ структурные элементы . Теперь посмотрим, чем в принципе отличаются друг от друга в функциональном отношении бетон в стене и соединительная ткань в специализированной ткани. Основное состоит в том, что в отличие от кирпичей в стене клетки в ткани - живые, и потому их надо кормить и поить, давать им возможность дышать, убирать за ними и т.д. Стало быть - так же просто, как это сделано с бетоном, соединительная ткань в организме устроена быть не может. Помимо собственно связующей функции и материала, который это делает, она должна включать некоторое множество дополнительных образований, которые обеспечивают жизнь клеток, то есть - 5 основных жизненных функций каждой клетки и всех их вместе. Это - питание, дыхание, выделение, регенерация, движение, причем последнее нужно понимать не только как локомоцию (перемещение), но и как специфическую работу или иначе - функционирование клеток, тканей, органов и систем. Согласованное выполнение в пространстве и времени жизни любого организма именно этих 5 функций обеспечивает его выживание, то есть - активное автономное существование. Жизнеобеспечение в данном случае состоит в согласовании между собой этих функций. Поэтому все клетки разных тканей организма должны быть связанными друг с другом единой системой их регуляции. Эта система по определению и функциям должна располагаться между клетками тканей, то есть - в соединительной ткани. Выше мы говорили, что эта система является информационно-энергетической и реализована в виде 12 классических меридианов на жидком кристалле основного вещества - в строме органов и тканей. Нам оста„тся сложить два этих представления и "замкнуть" 12 китайских меридианов не друг на друга, как это изображается во всей литературе по этому вопросу, а на 5 основных жизненных функций клеток органов и тканей. Если теперь ввести понятие 7 уровней этой (само)регуляции, то в целом получается пентадная структура жизнедеятельности организма. Вместе с тем - это та конкретная форма, в которой используется и расходуется потенциал жизненной энергии, фигурирующий в определении понятия индивидуального здоровья. Меридианная структура для "связывания" клеток друг с другом через соединительную ткань является гораздо более древней, чем нервная и эндокринная системы. Она была реализована именно на соединительной ткани как основа целостности даже у примитивных живых организмов типа голотурии, возраст которой около 700 млн. лет. Тем более - как раннее и фундаментальное достижение эволюции - она сохраняется на уровне физической организации тела у высокоразвитых многоклеточных организмов, в том числе - в теле человека. В научном плане сказанное означает, что "чисто" китайская пентада, с помощью которой всегда представляли только соотношения потоков жизненной энергии по основным (классическим) меридианам всего тела, может быть отнесена и к 5 основным жизненным функциям каждой и всех специализированных клеток органов и систем целостного организма. Неклассическая версия основных рабочих понятий здравоохранения Итак, если в общем виде Индивидуальное здоровье человека - это потенциал жизненной энергии, обеспечивающий жизнедеятельность его организма и некоторую продолжительность времени жизни то в операциональном смысле это понятие можно представить следующим образом. Индивидуальное здоровье человека - функционально-энергетическое состояние его организма (ФЭС), обеспечивающее ему выживание и возможность изменяться под влиянием сознания, внешних и внутренних факторов. При этом в качестве составляющих ФЭС имеются в виду 5 вариантов общего состояния организма, 5 основных жизненных функций и 12-ти меридианная система управления этими функциями на 7 уровнях регуляции. В тех случаях, если ФЭС более или менее сильно отклоняется от индивидуальной нормы (см. ниже), оно характеризуется как функционально-энергетическое расстройство (ФЭР). Полезным может оказаться и такое определение здоровья: Индивидуальное здоровье человека - это открытая информационно-энергетическая система, обеспечивающая связь между сознанием, внешней и внутренней средой его организма. Связь осуществляется между 5 ОЖФ на 7 уровнях регуляции с помощью 12 основных меридианов. Идеальное (или нормальное) состояние индивидуального здоровья человека - такой вариант ФЭС, который естественным образом выстраивается в полном соответствии с "нормой реакции" его организма. Обычно представлено как активация на должном уровне напряжения, то есть как ФЭС, свободное от симптомов ФЭР. Функционально-энергетические расстройства (ФЭР) - такие вариации ФЭС, при которых в его структуре отмечаются симптомы избыточности или недостаточности циркуляции энергии в 1-м или 2-х классических меридианах, контролирующих одну из 5 основных жизненных функций. ФЭР могут иметь место на фоне разных вариантов напряжения адаптации организма - активации, стресса и т.д. Заболевание - вариации состояния индивидуального здоровья, при котором в жизнедеятельности организма имеют место нарушения циркуляции энергии в 4 или 6 основных меридианах и в выполнении 2-х основных жизненных функций. Болезнь - такой вариант состояния здоровья, при котором в его структуре отмечаются симптомы нарушения циркуляции энергии более чем в 6 меридианах тела и специфические симптомы, характерные для нозологически определ„нных заболеваний. Здесь уместно ещ„ раз воспользоваться аналогией с физической наукой, приведенной выше, и пояснить сказанное о соотношении классического и неклассического вариантов определений понятия болезни. При малых скоростях движения физических макрообъектов оно вполне адекватно описывается классической механикой. При этом можно не учитывать полевые электродинамические эффекты, которые возникают при взаимодействии этих объектов с электромагнитным полем, но слабы по сравнению с действием на них гравитационного поля. В силу этого такие эффекты остаются в сфере теоретической неопредел„нности и ими можно пренебречь, направление движения будет объясняться законами тяготения, открытыми Ньютоном, а траектория движения будет описываться геометрией Эвклида. И наоборот, - если скорости движения каких-то (микро)объектов большие и приближаются к скорости света, то их взаимодействия с электромагнитными полями сильно влияют и на направление движения, и на его траекторию. Для описания траектории такого движения Эвклидова версия геометрии в принципе недостаточна, она не может предсказывать траекторию движения, поскольку не учитывает этих взаимодействий. Становятся необходимыми неклассическая (полевая) версия объяснения искривления траекторий движения микрообъектов, криволинейная геометрия Римана-Лобачевского и т.д. В нашем случае в качестве неклассической версии происхождения болезни и е„ структуры всегда имеются в виду характер выполнения 5 основных жизненных функций клеток организма, которое контролируется и обеспечивается системой 12 классических меридианов тела. Тем самым помимо состояния тела как такового предполагается оценивать и его энергетику, то есть - полевые, энергетические характеристики. Именно поэтому вводится группа определений, прежде всего - болезни, дополняющая классическую версию в названных отношениях. Правда, можно построить совершенно аналогичную модель целостной картины здоровья, его нарушений и болезней, используя не китайскую, а индуистскую версию жизненной энергии и функционально-энергетических расстройств. Собственно, именно это попытался сделать в своей блестящей книге "Идеальное здоровье" Дипак Чопра (М. "Древо жизни", 1992), который противопоставил узкоспециализированной и чрезмерно "занозологизированной" европейской медицине унифицированную версию Махариши Аюрведы. Правда, в его книге основной акцент делается не на 5 этих функциях и не на меридианно-оформленной системе их регуляции, а на "квантовом теле", которое является "полевым прототипом" человека, обуславливается его "пракрити" (природой) и составляет основу личности каждого человека. В связи со сказанным выделим ещ„ несколько определений, характеризующих основные формы деятельности в области здравоохранения и медицины: Комплекс (или программа) действий, направленных на ликвидацию (или устранение) симптомов ФЭР, называется оздоровлением, коррекцией функцонально-энергетического состояния (ФЭС) или нормализацией состояния здоровья человека. В операциональном плане такая коррекция может адресовываться выполнению организмом 5 основных жизненных функций или циркуляции энергии по основным классическим меридианам на разных уровнях регуляции или на вс„ функционально-энергетическое состояние в целом. Но во всех случаях она реализовывается без прямого вмешательства во внутриклеточный обмен веществ и энергии, то есть осуществляется без фармакодинамических методов и средств. В тех случаях, когда воздействие осуществляется бесконтактным образом и по отношению к циркуляции энергии на том или ином уровне е„ обращения, такую коррекцию следует называть целительством соответствующего уровня. Если же акцент при воздействии делается на самих функциях, то применение таких методов нужно называть оздоровлением организма. Комплекс действий, направленных на ликвидацию (или устранение) специфических симптомов, которые возникли вследствие поражения специализированных клеток органов и тканей, называется лечением и может производиться с применением методов внедрения во внутриклеточный обмен веществ и энергии, в том числе - с помощью фармакодинамических методов и средств. В свете этих двух определений отч„тливо видно, что предметы воздействия при оздоровлении и при лечении разные. В первом случае - это система жизнеобеспечения клеток организма, то есть их строма или микроэкология, включая информационно-энергетические отношения между клетками, реализованные на жидком кристалле воды в межклеточных пространства. Во втором случае - это сами специализированные клетки органов и тканей. Хотя и в том, и в другом случаях изолированное действие на эти объекты практически невозможно и потому протекает параллельно, в разной степени и формах затрагивая их обоих. В целом представление любого циклического процесса с помощью пентады переда„т внутреннюю структуру того энергетического потенциала, который расходуется за время разв„ртывания данного цикла в том или ином пространстве событий. Поэтому в такой форме можно выразить понимание здоровья как расходуемого за время жизни потенциала жизненной энергии. Тогда фазовая структура жизненного цикла представляется следующим образом - рождение, развитие, созревание (зрелость), старение, умирание как биологическая смерть. В общем виде мы уже говорили об ограниченности потенциала жизненной энергии и объяснили это тем, что в структуру здоровья встроено действие неких "сил смерти", контролирующих процесс старения и ответственных перед высшими силами за более или менее своевременное умирание организма. Таким образом, наряду с распространенным представлением о "жизненной энергии", благодаря действию которой организм выживает и жив„т, нужно вводить в практику представление о скорости и об "энергии умирания", благодаря которой живой организм постепенно "выводится в расход" эволюции. В качестве существенной величины эта "энергия умирания" включается также и в состав адаптационной по смыслу энергии, о которой писал Г.Селье и которая ярко проявляется в состоянии ареактивности. Все эти рассуждения обнаруживают свой практический смысл, если обратиться к основам философии циклизма и е„ прикладной ветви - китайской национальной медицины. Можно думать, в частности, что в структуру индивидуального здоровья действительно включено действие и жизненных сил, и сил умирания, прич„м сделано это с помощью вполне определ„нного механизма. А именно - вся группа так называемых "Ян"-ских (или мужских) меридианов (II, III, VI, VII, X, XI) ведает в основном адаптацией, то есть выживанием организма в этом мире и расходованием для этого жизненной энергии, а вся группа "Инь"-ских (женских) меридианов (I, IV, V, VIII, IX, XII) ведает в основном накоплением жизненной энергии в плотных органах и умиранием (за это) организма, то есть - выведением человека из этого мира и переводом в иной (или в иные миры), с чем, в частности, связана теория реинкарнаций. Такое представление об изначальной сбалансированности двух глобальных действующих начал в структуре индивидуального здоровья позволяет по-новому интерпретировать сугубо европейское понятие динамического равновесия в организме ("устойчивое неравновесие" по Э.Бауэру или гомеостаз), в том числе - ассимметрию в соотношении ассимиляционных и диссимиляционных процессов, активности и пассивности, восстановительных и деструктивных тенденций в жизнедеятельности организма, окислительных и восстановительных процессов в биохимии клетки, лево- и правовращения световых потоков в биологических жидкостях и т.д. С другой стороны, - все ФЭР затрагивают вполне определ„нные меридианы и функции, а следовательно - по-разному влияют на темп старения и умирания, так что ФЭР в этом смысле весьма сильно отличаются друг от друга. Важно понять и принять, что умирание организма - это столь же активный, закономерный и упорядоченный, а следовательно, - целесообразный процесс, как и его выживание. Поэтому временное существование организма в пространстве жизни на планете нужно понимать как преходящий, эфемерный результат прямого взаимодействия двух противоположных (по полу) энергетических начал - сил выживания, которое есть процесс, протекающий из прошлого в будущее (жизнедеятельность организма в природе - "Всеобщее Мужское Начало" или "Ян"), и сил умирания, которое есть процесс, протекающий из будущего в прошлое (смертедеятельность природы в организме - "Всеобщее Женское Начало" или "Ин"). Соответственно, можно думать также, что структура жизнедеятельности организма человека, получаемая от разнополых родителей в виде вполне определ„нной и ограниченной жизнеспособности, строится как взаимодействие двух видов логики и мотиваций. Можно также думать, что жизненный цикл действительно представляется как двунаправленный вектор времени, поскольку параллельно с выживанием организма и его жизнедеятельностью в Природе осуществляются его умирание и смертедеятельность в н„м Природы. Конкретно это представлено в упорядочении друг относительно друга разнонаправленных процессов - ассимиляционных и диссимиляционных, окислительных и восстановительных, катаболических и анаболических. Что дают новые определения индивидуального здоровья Теперь, когда Россия временно вообще утратила концептуальную ориентацию, на роль национального идеала пока прямых претендентов нет, но в качестве интересного, хотя и хамоватого образца для его выбора вс„ более уверенно выступает американская демократия со своими рынком и Конституцией "самого свободного в мире государства". В каком-то смысле и после нашего "олигархического монополизма" (Иван Ефремов "Час Быка") это можно понять и даже отчасти принять, поскольку в соответствии с данной Конституцией каждый человек имеет право на счастье, которое понимается прежде всего как его экономическая свобода. А это - именно то, чего мы в России никогда не имели, - ни фактически, ни в сознании, ни в денежном выражении, и что в силу этого не может не привлекать нормального сильного и умного человека. Однако, ясно, что уверенность в будущем, счастье человека и возможность свободно действовать и достойно жить в своей стране и в мире - это очень разные вещи, и что вместе с этой и такой свободой в жизнь людей входят просто обман, насилие и преступность, хотя, быть может, и в проработанных, утонч„нных и даже красивых формах (реклама). Поэтому заполнение этой, новой для нас "идеологией бизнеса и насилия" наших телеэкранов, а главное - сознания и жизни наших подрастающих поколений не может не затрагивать чувства национального достоинства и той системы ценностей, которая представляется наиболее естественной и приемлемой для русской нации. Автор книги - врач по основному образованию и философ, давно интересующийся проблемами социального переустройства общества во благо жизни и здоровья человека. Поэтому в осмыслении современного, фактического положения русских людей в России и вне е„, а главное - в поисках выхода из него - я руководствуюсь не только обыкновенным патриотизмом и сочувствием всем своим соотечественникам, но и чисто практическими, чуть ли не профессиональными соображениями. Если наша огромная страна ещ„ способна к самостоятельной жизни и целостности, то е„ больное тело, распроcт„ртое на огромной территории, нуждается просто-таки в прямой и эффективной помощи, способствующей пробуждению чувства национального самодостоинства и уважения к человеку, просветлению сознания спившегося напрочь народа, возрождению его интеллектуально-творческого потенциала и формированию социально-экономического благополучия. Именно поэтому предлагаемая книжка, во-первых, адресуется в первую очередь национальной интеллигенции, которая во всех странах мира, кроме России, во все времена выполняла в живом организме общества функции его центральной нервной системы и потому была и оста„тся цветом и оплотом нации. Во-вторых, точка зрения, с которой в данной работе рассматривается современная кризисная ситуация в России и предлагается подход к е„ преодолению, отличается от политических, экономических, социальных и прочих исследований и платформ. По сути говоря обществу предлагается ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА, позволяющая детально рассматривать и конкретно решать вопросы и степень совпадения жизненных интересов каждого человека и всей нации, начиная с воды и питания. Ни пресловутое "национальное согласие", ни управление жизнью обществом, ни выживание народа "вт„мную" далее невозможны, нужно основательно пересмотреть отношения между человеком и обществом и перестроить их на этой новой информационной основе. Если же страна и народ в ближайшие годы не хватятся и не сделают этого, а их будут "прибирать к рукам" чужие внешние силы, то спасать такую Родину русские люди уже не будут и, вообще говоря, - даже не должны, поскольку это было бы аморально с общечеловеческой точки зрения и по отношению к будущим поколениям... Их нельзя производить на свет и обрекать на жизнь в этой идиотской античеловеческой державе, что многие молодые люди уже и делают, - либо вообще уезжая из страны, либо воздерживаясь от рождения детей по экономическим и прочим соображениям. Это - приговор молодого поколения своей стране, и он может быть привед„н в исполнение - улетят эти "Гадкие лебеди" (см. одноим„нную фантастическую повесть братьев Стругацких). И ежели сгинет вследствие этого наша "великая держава", так и не поняв, что такое дети е„, - туда ей и дорога, как говорится в народе, - за вс„ то, что она натворила за время своего существования на территории России со своими людьми и с человечностью вообще. Русские люди на этой земле ещ„ останутся, конечно, но Россия как нечто неделимое целое, управляемое "сверху вниз" одним человеком и его окружением по своему усмотрению - вряд ли, у не„ очень мало шансов на это. Людям более просто не за что держаться на этом тонущем корабле - и уже не столько в экономическом, сколько в морально-этическом и социальном плане. ПРОБЛЕМА РАЗЛИЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ И ВАРИАЦИЙ ЗДОРОВЬЯ В настоящее время практический врач стандартной выучки не обязан идентифицировать варианты общего состояния организма и стремится только поставить диагноз болезни, чтобы приступить к е„ лечению Больше того, - если предъявить ему опросник по основным меридианам (автор многократно делал это), то такой врач будет искать в этих симптомах и синдромах такие комбинации, которые соответствуют картине известных ему болезней. Поэтому попытка включения в регламент его работы такой задачи может показаться многим медикам ненужным или излишним, а может быть даже - несерь„зным по сравнению с болезнью. Для стандартизованной медицины, рассчитанной на среднего человека (больного), это может быть действительно не нужно. Но если речь ид„т о создании системы особой заботы о жизни и здоровье человека, то не считаться с неопредел„нностями, к которым привыкла классическая медицина, больше нельзя. Китайский национальный врач всегда начинает свою работу именно с точной оценки общего состояния организма больного, а не с диагностики его конкретной болезни, хотя при этом он оперирует не теорией адаптации, а категориями энергетики "Инь"- и "Ян"- избыточность, недостаточность и т.д. О целесообразности такого подхода к диагностике (от оценки энергетики организма в целом, его состояния и возможностей) говорит высокая эффективность многих схем и рецептов китайской медицины. И по другому в ней невозможно, поскольку большинство е„ методов представляют собой разные способы использования собственных возможностей организма человека и прежде всего - информационно-энергетических свойств голографической структуры его тела. Очень важно, что из простых проявлений функционально-энергетических расстройств, затрагивающих 5 функций, 12 меридианов и несколько уровней регуляции, можно в порядке мысленного эксперимента накомбинировать такие комплексы симптомов, которые характерны для многих распростран„нных болезней. И наоборот, - очень многие заболевания включают разные ФЭР, так что их симптомы, которые в принципе недоступны для лекарственного лечения, прячутся в структуре заболевания. В практике медицины и обычного врача именно это и имеет место, и из-за сходства части симптомов вполне обратимые ФЭР принимаются за вполне определенные болезни, включенные в номенклатуру и фигурирующие в статистике. В силу этого в значительном проценте случаев классическая медицина фактически занимается гипердиагностикой, поскольку принимает и выдает обратимые нарушения здоровья за нозологически определ„нные болезни. Следом за этим идут назначения лекарственного и прочих видов лечения притом уже по той схеме, которой полагается придерживаться при таких заболеваниях. Хотя причинный механизм нарушений здоровья и настоящих болезней совершенно разный, равно как и методы коррекции и лечения. В каждом отдельном случае нужна дифференциальная диагностика, которая должна определять соотношение обратимых нарушений здоровья и заболеваний в собственном смысле этого слова. Эту задачу нужно разработать и включить в курс обучения студентов медицинских ВУЗ-ов, начиная с пропедевтики внутренних болезней, а затем - ввести е„ решение в регламент работы врача-лечебника. Такая дифференциальная диагностика будет опережающей по отношению к настоящим заболеваниям, поскольку е„ смысл - отделить их симптомы от типичных проявлений нарушения здоровья и определить тем самым показания для коррекции энергетики или для лекарственного лечения. Правда, непривычно, конечно, ставить диагноз в такой, например, форме - "Нарушение питания" и иметь в виду не столько состояние желудочно-кишечного тракта, сколько ОЖФ клеток организма (основание - симптомы нарушения циркуляции энергии в III и в IV меридианах), или "Нарушение дыхания" и иметь в виду не бронхо-л„гочную патологию, а эту ОЖФ клеток организма (основание - симптомы нарушения циркуляции энергии в I и II меридианах) и т.д. Но зато - нет гипердиагностики при оценке состояний индивидуального здоровья и неадекватных назначений, а также неоправданных затрат времени жизни, здоровья, средств и материалов. Так в названных примерах нужно не лечить носителей симптомов, характерных для этих "диагнозов" (хотя многие так и делают), а обучить их культуре выполнения двух названных ОЖФ - питания и дыхания, подобрав для этого соответствующие методы и методики. Во всех случаях по сравнению с 10 тысячами заболеваний и 100 тысячами их симптомов четыре-пять вариантов общего состояния и энергетики организма идентифицируются довольно легко, притом - у совершенно разных людей. Однако, тем или иным образом надо учитывать их индивидуальные черты и особенности. Например, стресс у грузина и стресс у литовца возникают и проявляются по-разному. Да и все приспособительные реакции очень сильно варьируют у разных людей и народов. Поэтому нельзя, в частности, просто так, без предварительной коррекции и уточнений переносить всю наработку китайской медицины не только на европейцев, но даже и на евразийцев. Заканчивая данный раздел, подчеркн„м, что для различения симптомов ФЭР и симптомов болезней имеют значение самые разные источники информации, включая приборные исследования. Но наиболее верными, простыми и над„жными следует считать либо т.н. "дыхательную пробу" (автор - К.П.Бутейко, модификация - наша), либо предусмотренное обострение во время "реакции выздоровления", которая развивается на 10-12 день со дня начала процедуры нормализации питания по методике. При этом в структуре обострения обычно проявляются на некоторое время и исчезают только симптомы ФЭР. Таким образом, происходит как бы активная самодиагностика этих симптомов, в ч„м состоит одна из функций и промежуточный результат нормализации питания по данному методу. Отдельно этот вопрос рассматривается в книге "Из КЖИ в ДЖИ и дальше...", которая представляет собой описание комплексной методики нормализации индивидуального здоровья и готовится к изданию в текущем году. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В свете сказанного об индивидуальном здоровье как о специфическом предмете здравоохранения основная задача его деятельности на уровне индивида довольно заметно упрощается. Она сводится к тому, чтобы ограждать состояние личного здоровья человека от ФЭР его организма, точнее - от их перерастания из ранних, поверхностных и единичных в хронические, глубокие и распростран„нные, то есть - в такие, которые захватывают энергетику нескольких функций и меридианов на одном или нескольких уровнях регуляции. В этом и состоит, с одной стороны, индивидуальный, а с другой - целостный подход к здоровью человека, который использует в качестве основного лечебно-профилактического средства нормальное состояние здоровья человека. Этот подход и должен быть главным в системе особой заботы о жизни и здоровье той части нации, которая сама тяготеет к такому мировоззрению и образу жизни. Для осуществления этого нового подхода на практике в вопросах диагностики нужно переключить внимание с болезней человека на определение и оценку вариантов общего состояния его организма и на симптомы избыточности и недостаточности энергии в 12 основных (классических) меридианах. В вопросах же коррекции надо устранять симптомы нарушения основных жизненных функций и поддерживать тем или иным образом ФЭС организма в состоянии индивидуальной нормы. Будучи и целью программы, и средством е„ достижения, поддержание здоровья в нормальном состоянии должно обеспечить максимальную сопротивляемость болезням, высокую жизненную активность и естественную продолжительность активной жизни каждого человека и его прямых поколений. Делать вс„ это нужно по Персональным Оздоровительным Программам (ПОП), которые должны выбираться после оценки ФЭС организма человека из общего числа методов и методик, включ„нных в структуру пентады. Особенно эффективны сравнительно простые программы, поводом для которых являются небольшие (начальные) нарушения индивидуального здоровья. Обычно они охватывают от 1 до 3 ОЖФ и от 2 до 8 основных классических меридианов на 2-3-х уровнях регуляции. В таком случае ФЭР, как правило, носят обратимый характер, но при условии, что для этого используются усилия самого человека и чисто оздоровительные методы и подходы. Это - очищение основного вещества соединительной ткани тела с помощью монодиеты и подбираемой для этого питьевой воды, как можно более полное освобождение кишечника, очищение печени, суставов и т.д., наконец - коррекция питания, дыхания, регуляции, двигательных функций и т.п. Лекарственное лечение при "чистых" ФЭР, без поражения специализированных клеток органов и тканей не только не нужно, но даже вредно. Ибо биологически активные вещества чаще всего не попадают в клетки органов и тканей, а откладываются в межклеточных пространствах, то есть - в той же самой системе соединительной ткани. При этом они вызывают либо новые нарушения циркуляции энергии по основным меридианам, либо аллергии и даже лекарственную болезнь. Именно поэтому в структуру Программ должны в определ„нной последовательности входить именно безлекарственные методы и методики, корректирующие выполнение ОЖФ на соответствующих уровнях регуляции. Такие программы вполне могут строить для себя очень многие люди при минимальной помощи специалистов, имеющих практический опыт в этом вопросе. Если же симптомы нарушения здоровья развиваются из-за поражения самих специализированных клеток разных органов и систем, то это - уже настоящее заболевание, требующее не только коррекции общего состояния организма, но и прямой фармацевтической, обычно - лекарственной помощи и медицинских подходов. Это хронические и далеко зашедшие формы патологии, наследственно обусловленные болезни, инфекции, интоксикации разного рода, травмы, вирусные и микробные поражения и т.д., короче - то, что должно составлять предмет профессионального внимания медицины даже после отделения е„ от здравоохранения. В таких случаях ПОП должна строиться специалистами, которые владеют методологией оздоровления и лечения одновременно, прич„м е„ структура диктуется в большей степени интересами последнего. Конкретный состав персональных оздоровительных программ определяется в процессе подготовительной работы, которая может планомерно проводиться с каждым человеком, нуждающимся в этом и желающим привести в порядок сво„ здоровье. В принципе она включает и обследования, и обучение, и коррекцию ОЖФ, и динамический контроль. Типовая структура этой работы складывалась на протяжении примерно 10 лет и постепенно свелась к "Примерному плану работы на 3 месяца", который С.В.Бузова называет "Программой "Здоровье", разработанной С.А.Мезенцевым". В первом приближении персональная оздоровительная программа представляет собой способ перестройки привычного для человека образа жизни в тех или иных отношениях, поскольку он оказался связанным с какими-то болезнями и проблемами. Новая схема его устройства является переходной и всегда включает какие-то конкретные способы влияния на все ОЖФ и на систему их саморегуляции на разных уровнях. Искусство консультанта при таком подходе к проблемам избавления от болезней как раз и состоит в том, чтобы подобрать эти способы, обучить человека культуре их использования в собственной жизни и помочь ему освоить их на практике. Тогда привычные, но оказавшиеся не лучшими способы выполнения этих жизненно важных функций отходят в прошлое вместе с привычками и симптомами нездоровья, а им на смену приходит нормальное состояние здоровья. Если вс„ это ид„т гладко, то такие эффекты имеют место уже с 15-17 дня от начала работы с человеком, так что на этом этапе задача состоит в том, чтобы, во-первых, дать ему возможность самому прочувствовать и осознать улучшение состояния организма и здоровья, а во-вторых, - начать закреплять его в своей жизни под контролем хорошего самочувствия. Образно говоря, человек должен чувствовать, за что ему приходится бороться, в том числе - с самим собой, с привычками, которые мешают удерживаться в состоянии активации, "привязками" и т.д. Именно в этом, в частности, состоит смысл подбора питьевой воды и продуктов питания на первом этапе коррекции ФЭР - реакции организма на обыкновенные, но тщательно подобранные еду и пить„ представляют собой его активацию и, таким образом, поддерживают нормальное (целевое) состояние всей этой работы, если оно уже достигнуто, или приближает ФЭС к нему, если этого ещ„ нет. Такая нормализация всего ФЭС организма, то есть - тот самый "дрейф" физиологических показателей к индивидуальной норме, о котором сказано выше, обычно начинается по мере набора оптимального прожиточного минимума (т.н. "ОПМ"). С этого момента ПОП трансформируется в схему длительной поддержки нормального ФЭС организма именно в таком, оптимальном качестве. Остальное или во всяком случае - очень многое организм делает уже сам, поскольку он переведен в режим оптимального функционирования и обеспечен всем, что ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. Помимо индивидуального питания и тщательного подбора питьевой воды в персональные оздоровительные программы и в индивидуально подбираемые схемы здорового образа жизни могут и должны войти рекомендации и методики по нормализации прочих основных жизненных функций организма - дыхания (прежде всего - К.П.Бутейко), выделения (Суворин, Брэгг, Малахов и множество других авторов), регенерации (ДАО любви, скипидарные ванны и т.д.), движения (великое множество частных методов и методик), саморегуляции состояния и энергетики в целом и по отдельным меридианам (самомассаж и аппликации по БАТ по восточным и европейским рецептам), притом - на 3-5-ти уровнях из 7 возможных, а также - активационная профилактика и терапия с помощью индивидуально подбираемых микродоз адаптогенов и гомеопатических средств (Методические Рекомендации МЗ РСФСР от 17 января 1978 года), траволечение, психотехники разного рода и т.д. В связи с этим должно быть организовано обучение населения основным методам и приемам по использованию всей сокровищницы народной и безлекарственной медицины с обязательной персонализацией оздоровительных программ. Соответственно, основными в области здравоохранения должны стать теория и практика здорового образа жизни, а не теория патологии и лечения болезней, как это представляется узколобой коммерческой медициной, жизненно заинтересованной в высоком уровне заболеваемости. Новой для нашего общества социальной фигурой должен будет стать Учитель нормальному образу жизни, то есть доктор, а не врач. В качестве интересного примера можно привести одну нетипичную программу и процесс е„ формирования из частной практики автора в 1987-88 годах в Литве. Медицинская информация - Гипертоническая болезнь IIБ (микроинсульт в прошлом), нарушения ритма сердца (бывали даже приступы мерцательной аритмии), хронический гайморит, желчно-каменная и почечно-каменная болезни, хронический гипоцидный гастрит, атония толстого кишечника, геморрой и выпадение прямой кишки, слабость сфинктера мочевого пузыря, варикозное расширение вен обеих нижних конечностей с выраженными трофическими расстройствами, "шпоры" на пяточных костях, "шипы" в позвоночном столбе (застарелый остеохондроз), хронический полиартрит с деформацией многих суставов. Бессонница и другие нарушения сна. Возраст этой женщины, когда она обратилась к автору за помощью, был 71 год, она была на пенсии и много лет наблюдалась и лечилась у разных врачей - специалистов, многие из которых за много лет стали уже е„ друзьями. Достаточно сказать, что одному только е„ гаймориту было ни много, ни мало - 63 года, так что этой больной было о ч„м поговорить со своими врачами. Автор имеет разрешение упоминать фамилию и имя этой женщины в случае необходимости от не„ самой и потому с удовольствием делает это - Нина Ефимовна (Нихама Хоневна) Лендовер, проживающая ныне в Израиле. Относительная нормализация ОЖФ питания обернулась категорическим отводом вар„ной пищи и кипяч„ной воды. Н.Е. оказалось по своей генетике сыроедом, так что для не„ довольно быстро выяснилась одна из главных причин всех проблем со здоровьем, но из пищи выпали кофе, чай, супы и т.д. на вар„ной воде. После этого началось такое явное оздоровление, что через 3 месяца с начала работы с нею Н.Е. пошла работать на сво„ предприятие, где она раньше была главным бухгалтером, и стала работать гардеробщицей до самого отъезда из Литвы, то есть целых 2 года. Притом - без единого больничного листа и записи в е„ "тр„хтомнике", который так и остался у не„ дома, поскольку к врачам ей больше обращаться не пришлось. Было правда несколько обращений, но только по моему направлению для обследования по поводу оценки эффективности частных методов и методик, включаемых в е„ программу оздоровления. К числу их относились коррекция общего состояния с помощью индивидуально подбираемых микродоз природных адаптогенов, коррекция функции дыхания и траволечение хронического гайморита, постоянные очистительные мероприятия (кишечник, суставы, печень, почки), расширение двигательной активности, коррекция состояния центральной нервной системы с помощью довольно банального сбора лекарственных трав, "лунная привязка" и т.д. Вся эта работа длилась практически полгода и сопровождалась соответствующими записями. Результат был таков, что Нина Ефимовна не только избавилась постепенно от большинства своих болезней, но и помолодела на добрый десяток лет, стала очень активной и предприимчивой женщиной, которая стала много двигаться и помогать со здоровьем всем членам своей большой семьи (28 человек). Элементы организованной практики на новой концептуальной основе Ясно, что в концепции "активационной профилактики и терапии" очень многих хронических заболеваний речь ид„т о принципиально новом подходе к традиционным задачам медицины, и что предметом внимания в его рамках становятся не сами эти болезни, а именно варианты общего состояния организма. Кратко говоря подход состоял в том, чтобы привести организм в такое состояние, в котором он сам избавляется от этих болезней. Для проверки этой великолепной идеи автор организовал тогда в Новосибирске лабораторию, которая сделала эту работу, и доложил об е„ результатах на одной из конференций в Биологическом Центре АН СССР в 1979 году. Результат состоял в том, что среди 100 часто и долго болевших работников предприятия за 1 год были в 2,7 раза снижены трудопотери из-за обострений их хронических заболеваний, в 3 раза - обращаемость за помощью из-за этих обострений и в десятки раз - потребление лекарственных препаратов. Достигнуто это было за сч„т тщательного индивидуального подбора микродоз природных адаптогенов и коррекции с их помощью напряжения адаптации. Делалось это в строгом соответствии с Методическими Рекомендациями МЗ России - в виде удерживания организма в течение нескольких месяцев в состоянии спокойной или повышенной активации. В 1982 году в одном из журналов "Иностранная литература" была опубликована статья Нормана Казинса "Резервы человеческого духа", в которой он показал два основополагающих момента - то, что "...больница - не место для тяжело больного человека" и что "лечение хорошим самочувствием и настроением" - гораздо эффективнее лечения лекарствами и процедурами. Позднее автор читал один закрытый (?!) отч„т о работе Эсален-Центра в США, в котором разрабатывалась идеология, методы и методики поддерживания организма в оптимальном состоянии. Описывались также работы Отдела и Клиники, которыми руководил писатель Норман Казинс и которые с успехом занимались этой же проблемой. В последующие годы - несмотря на сопротивление со стороны коллег и на непонимание со стороны большинства окружающих - автор, по крайней мере - в лекциях и в частной практике многократно возвращался к теме использования состояния активации в качестве основного лечебно-профилактического средства при лечении и самолечении многих хронических заболеваний. С другой стороны, - поскольку жизнь в связи с распадом СССР повернулась в достаточно новую и трудную сторону, эти идеи пришлось многократно применять на практике - притом в условиях ж„сткой конкуренции с зарубежными врачами. Сказанное нужно для того, чтобы внести ясность в один важный вопрос, который был не совсем точно преподнесен в диссертации С.В.Бузовой, притом - со ссылкой на автора данной работы. Дело в том, что в этой диссертации эффективность методики преподнесена как следствие комплексного подхода (названного в ней "Программа "Здоровье", разработанная С.А.Мезенцевым). На самом деле это не так, поскольку основной результат от применения этой программы приходит только в тех случаях, когда с помощью разных методов и средств в организме человека вызывается и поддерживается состояние спокойной или повышенной активации. Делается это, действительно, - начиная с подбора активационного питания и питьевой воды и означает, что в основе всех этих оздоровительных программ лежит Открытие Л.Х.Гаркави, Е.Б.Квакиной и М.А.Уколовой, а не просто методология, "разработанная С.А.Мезенцевым". Это - вопрос принципа, то есть - и приоритета, и состоятельности всего подхода, и его объективных оснований. Тем самым подч„ркивается, что сами по себе эти оздоровительные методы и даже комплексные программы их применения стойкого эффекта улучшения состояния здоровья сами по себе не дают, и если их все собрать в кучу - тоже. Самое главное в этой работе - биологическая культура (или корректность) в подборе и последовательном применении этих методов у каждого конкретного человека. Задача объективно состоит в том, чтобы вызывать и поддерживать с их помощью состояние спокойной или повышенной активации организма человека, в которых только и могут проявиться его высокая сопротивляемость нагрузкам и болезням, снижение темпа старения, "дрейф" физиологических показателей к индивидуальной норме и т.д. Один из "секретов эффективности" этого подхода состоит в том, чтобы оптимизировать состояние активации ещ„ и по уровню напряжения. Делается это с помощью индивидуально подбираемых микродоз адаптогенов, начиная с воды, питания, чая, кофе, алкоголя, нагрузок и т.д. Для того, чтобы поддерживать это оптимальное состояние организма и здоровья долгое время, нужно уметь идентифицировать его не только по самочувствию субъекта, но и объективными методами, которые, однако, должны сильно и в сторону простоты отличаться от диагностики нарушений здоровья и определ„нных болезней. Для этого уже разработано несколько подходов, программ и устройств, которые делают данную часть работы совершенно реальным делом, притом - практически сразу. Наиболее важна и интересна работа по определению биологического (фактического) возраста и его сопоставлению с социальным (паспортным) возрастом. Цель этой работы - определить, старше человек своих лет по состоянию своего организма или моложе, хотя реально здесь выстраиваются 5 групп. Не было случая, чтобы человек, который узнал, что его организм изношен больше, чем на его возраст, и увидел своими глазами, что есть сверстники по паспорту, которые выглядят и чувствуют себя гораздо лучше него, не спросил бы: "А что я должен делать?" Это обследование производит большое впечатление на сознание самых разных людей, особенно - если при этом ещ„ привести сравнение двух одинаковых автомашин одного и того же года производства по техпаспорту, но в разном техническом состоянии из-за разной культуры и условий эксплуатации. Сравнение доходит сразу... Понятно также, что вся информация такого рода может использоваться при составлении персональных оздоровительных программ, для оценки взаимодействия с той или иной школой, учителями образу жизни, врачами, социальными обстоятельствами и т.д., но информации этой очень много, и она многомерна, так что все это реально только при хорошей компьютерной базе. В частности, такая база необходима и для разработки и реализации Комплексной оздоровительной программы населения, медицины и общества. (см. ниже). Нормальное состояние индивидуального здоровья можно воспроизвести и поддерживать с помощью персональных оздоровительных и лечебных программ даже в том случае, если болезни уже имеют место. Тем более, если речь ид„т о чистых ФЭР организма. Во всех случаях главным действующим лицом и исполнителем этой практики в отношении к своему здоровью являются сам человек, его организм, сознание и здоровье, а не врач и не медицинские учреждения. Поэтому в основе профилактической медицины и всего этого направления в охране здоровья должны лежать взаимообучение и педагогическая функция общественного здравоохранения, то есть такая форма взаимоотношений между людьми, которая называется "Ученик-Учитель". О МЕСТЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ В НАРОДНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ Классическая медицина - это единственная по-настоящему гуманистическая профессия, которая сохранила и даже укрепила свой высокий моральный уровень и в ДОчеловеческом, и даже - в античеловеческом по сути обществе с его постоянными кровавыми войнами, насилием, эксплуатацией, подлостью, страстью к наживе за счет жизни других людей и т.д. и т.п. Не так просто было пронести знамя практического гуманизма представителям нашей замечательной профессии через всю эту кровь и политическое дерьмо истории, так что "врачам от Бога" в ХХI веке - поч„т, уважение и достойное место, а философию практического гуманизма и генетико-экологической корректности - в основу новой системы персонализованной заботы о жизни и здоровья граждан планеты ХХI века. Если представить себе, что вся эта "разборка" между здравоохранением и медициной под эгидой Конституции страны состоялась, то такая институализация особой заботы о жизни и здоровье должна стать фактом личной и социально-экономической жизни. В первую очередь это должно быть представлено как переход значительной части населения на свой ППО, поскольку это - одна из самых мощных и недорогостоящих оздоровительных мер и для значительной части населения, и для экономики, и даже - для медицины. Тогда станет реальной Комплексная программа работ по ликвидации большинства распространенных ныне заболеваний и увеличения на 30-50 и более лет активного периода жизни граждан страны, участвующих в этой программе (см. ниже). Станут возможными новая система социального страхования времени жизни трудящегося человека и членов его семьи, а также - специальное развитие гуманистического направления, дремлющего в утробе педагогики в виде интереса к человеку, и о слиянии этой части образования граждан Планеты ХХI века с обучением населения здоровому образу жизни и трудовой деятельности. На вс„ на это нужны спрос со стороны значительной части населения и заказ со стороны благонамеренного и компетентного государства. Если до нашего общества дойд„т, что речь уже должна идти о государственной системе мер для обеспечения высоких гарантий выживания и расцвета нации в ХХI веке, то и спрос, и заказ будут иметь место достаточно быстро. То есть - нужно ясно сознавать, что болезни, короткожительство населения, специализированные медицинские учреждения, научно-практическая и учебная база медицины, включая традиционные ВУЗы, медицинские училища и т.д. - это "тяж„лое наследие прошлого" нашей страны, к которому просто привыкла значительная часть населения и трудящихся. Эту - медицинскую часть здравоохранения должно содержать государство и она должна быть бесплатной для населения. И наоборот, - если мы начн„м создавать новую сферу платных социальных услуг, связанных со здоровьем и активным долголетием, то это будет прямо способствовать, во-первых, оздоровлению нации и е„ выживанию, а во-вторых - оптимизации экономики и экологии, поскольку денежные средства будут вкладываться в эту сторону жизни общества и очеловечиваться в таком обращении. В связи с этим в организационном отношении народное здравоохранение нужно переустраивать примерно следующим образом. Как уже говорилось в общем виде выше, должна возникнуть и начать функционировать новая национальная служба, которая специализирована на подборе оптимального состояния организма каждого человека и его поддерживании в таком качестве на протяжении активного периода или всей его жизни и трудовой деятельности. Начинаться е„ профессиональная деятельность должна на курортах и в санаториях, которые должны сосредоточить вс„ лучшее, что может служить для оптимизации состояния здоровья человека, прежде всего - сокровищницы народной медицины разных стран, веков и народов. Благодаря этому многие санаторно-курортные учреждения должны превратиться в Национальные Школы духовной культуры, здорового образа жизни и индивидуального питания, обладающие к тому же эксклюзивными правами на патентованные методы и методики оптимизации здоровья. Европейская медицина вообще, а советская и нынешняя - в особенности, обходились и обходятся без философии и специальной логики, тем более - без требований ее полного соответствия логике циклических жизненных процессов. Больше того, как и в других классических науках, в медицине абсолютно доминирует логика т.н. "здравого смысла" , которая является дискретной и, таким образом, "схватывает" только сами противоположности, а не "золотую" и "серебряную" середины между ними, то есть - не переходные состояния. В силу этого с помощью такой биполярной логики "Добра" и "Зла" в принципе нельзя охватить умом, понять и освоить реальные жизненные процессы, подчиняющиеся, как очевидно, только циклической логике конечных переходных процессов. Это - теория циклизма, являющаяся прикладной ветвью восточной натурфилософии и собственной логикой китайской народной медицины. Она и должна лечь в основу философско-методологической концепции народного здравоохранения во всех странах с евразийской психофизической культурой, в первую очередь - в России. Поскольку это сильно затрагивает духовную культуру отдельных людей и нации в целом, то формирование социального института народного здравоохранения нужно делать совместно с Православной Церковью, но с учетом того, что в разных мировых религиях основы и принципы вероисповедания могут быть даже полярными по отношению к христианским заповедям. Однако, центры духовной культуры совсем необязательно должны находиться только в церквях. Санаторно-курортные зоны России и Украины, которые долгое время использовались в летнее время для поддержания физического здоровья народа, теперь вполне могут стать местом, где можно создать (Интер)национальные Центры и Школы духовной культуры и образа жизни ХХI века, причем работать они могут круглый год и "производить" для общества здоровых людей.
| |||||||||||||||||||||||||||||||