| |||||||||||||||||||||||||||||||
СТРАХИКак от них избавиться Призраки. Чудовища под кроватью. Нападения животных. Страх быть похи- щенным. СПИД. В то или иное время вашего ребенка могут охватывать подоб- ные страхи. Являясь одним из родителей, вы должны понимать, что эти страхи нор- мальны, но то, как вы реагируете на них, может определить, исчезнут ли они, останутся у ребенка или станут хуже, - говорит Шейла Риборди, док- тор философии, клинический психолог, специализирующийся в сфере детей и семей, профессор психологии и директор клинической подготовки на фа- культете психологии университета Де-Пол в Чикаго. У детей могут быть различные страхи на различных степенях развития. Не является чем-то необычным для ребенка, который до этого спокойно спал в темной комнате, внезапно в пятилетнем возрасте начать просить, чтобы ему оставили ночной светильник включенным, так как это не допустит к не- му чудовищ. Общим ужасом среди маленьких детей является страх перед во- ображаемыми существами, такими как призраки, говорит доктор Риборди. Несмотря на наши утверждения, что не существует чудовищ и призраков, де- ти обладают способностью верить в них до тех пор, пока не пройдет нес- колько школьных лет. Дети постарше, с другой стороны, часто испытывают страх перед вещами, о которых они слышат по телевидению: отравление окружающей среды, СПИД, похищение детей, насилие над детьми. Такие чувства являются для них эмо- ционально подавляющими, говорит доктор Риборди. Хотя временами наш мир и кажется пугающим даже для взрослых, вполне можно сделать его менее пугающим для детей, если принять к сведению сле- дующие рекомендации. Помогите им воспользоваться своим воображением. Благодаря воображе- нию, дети видят чудовищ, прячущихся в темноте или верят в то, что ре- альное существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но они могут также прибегнуть к своему воображению, чтобы победить эти страхи, говорит Томас Олковски, доктор философии, клинический психолог с частной практикой в Денвере. Пусть ребенок вообразит что-то, чего он боится, скажем, темную комна- ту или собаку и затем представит себе, что он входит в эту комнату или подходит к собаке и не происходит ничего ужасного. Он должен мысленно повторить это несколько раз, до тех пор пока страх не исчезнет, советует доктор Олковски. Такой метод может также успешно действовать и у старших детей, чьи страхи могут основываться на более реалистических представлениях, таких как посещение танцев, переход в другую школу или исполнение роли в школьной пьесе. Если ребенок в воображении проходит все ступени, - как бы проигрывает все ситуации, это придает ему уверенность, когда все на- чинает происходить на самом - деле. Делайте это в действительности. После того, как ребенок несколько раз практиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помо- гите ему сделать то же самое в действительной жизни, но очень постепен- но, говорит доктор Олковски. Создайте ситуацию, при которой ребенок чувствует себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Если ребе- нок боится животных, например, пойдите с ним в магазин, где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло. Прочитайте все об этом. Ничего не может быть лучше для подавления страхов, как реальных так и воображаемых, чем подробная информация. Если ребенок боится пауков и насекомых, например, он может прочитать о них в книге, говорит доктор Олковски. Доктор Риборди дала одному мальчику, приходившему в ужас от молнии, терапевтическое домашнее задание: - Я послала его в библиотеку проделать исследовательскую работу по молниям, как часть научного проекта. Когда он узнал о природе молнии, это лишило его страха перед молнией и вернуло его в нормальное психическое состоя- ние. Теперь он думает о молнии совершенно по-другому. Она перестала быть для него страшной, пугающей вещью. Успокойте ребенка. Детям нужно объяснить, что у них нет оснований бо- яться того, что наводит на них страх. Это особенно относится к детям старшего возраста, говорит доктор Риборди. У них очень реальные страхи относительно болезни и смерти. Они думают: "Что случится, если я потеряю свою маму? Что если у меня появится
СПИД? Когда ребенок выражает такие страхи, вы можете ответить ему объясне- нием, насколько мала вероятность того, что с ним может случится такое, говорит она. Кроме того, полезно убедить ребенка, что это ваша забота беспокоиться о подобных вещах, а не его, по словам доктора Риборди. Вооружите ребенка электрическим фонариком. Страхи вашего ребенка мо- гут проявиться, когда приходит время ложиться спать. Именно в это время ужасные ночные чудовища якобы появляются, чтобы наводить страх на ма- леньких, беззащитных детей в их кроватях. Поэтому надо, что, бы ваш ре- бенок не чувствовал себя беззащитным, говорит доктор Риборди. Она рекомендует дать ребенку его собственный электрический фонарик. Для ребенка, который боится темноты, фонарик символизирует контроль, за- мечает она. Даже если ребенок не воспользуется им, он знает, что фонарик находится рядом с кроватью и можно включить его в любое время. Боритесь с чудовищами, прибегая к некоторому волшебству. Иногда помо- гает, когда вы можете придать ребенку особую силу. Барбара Хауэрд, док- тор медицины, клинический доцент педиатрии в медицинской школе Дьюка в Дурхэме, Северная Каролина, рекомендует "спрэй против чудовищ" - баллон спрэя, содержащий безвредное вещество вроде воды - чтобы родители могли использовать его во время отхода ко сну, как бы не допуская к ребенку воображаемых чудовищ. Вы можете использовать его один раз или столько, сколько нужно, чтобы подбодрить ребенка, говорит доктор Хауэрд. Меня критиковали за то, что я предложила это, потому что если вы го- товитесь "изгонять" чудовище - это означает, что по-вашему мнению оно действительно существует? Рассуждая логично, этого делать не следует, говорит она. Но все-таки этот прием действует, потому что ребенок счита- ет своих родителей всемогущими и воспринимает спрэй, как мощное оружие. Привлеките на помощь плюшевого медведя. Попросите ребенка выбрать плюшевого мишку или другую такую же игрушку, которая ему нравится, и назначить своим защитником, советует доктор Олковски. Это тоже даст ре- бенку ощущение контроля над вещами, которых он боится, независимо от то- го, являются они реальными или воображаемыми. Контролируйте что смотрит ваш ребенок по телевидению. Проявите макси- мальную осторожность, проверяя то, что смотрят по телевидению ваши дети, говорит доктор Хауэрд. По телевидению сейчас показывают много пугающих вещей, и вам, разумеется, не следует соглашаться с тем, чтобы испуганный ребенок смотрел передачи, в которых показывают кровопролитие, запугива- ние и насилие. Пользуйтесь упражнениями на расслабление. Глубокое дыхание или мыс- ленное воображение какого-нибудь тихого спокойного места может помочь вашему ребенку расслабиться и испытывать меньше страха, говорит доктор Хауэрд. Вообще-то дети лучше используют эти методы, чем взрослые. Пусть ваш ребенок спокойно ляжет и вообразит, что он плывет на облаке или ле- жит на морском берегу, - что-нибудь спокойное, расслабляющее с доставля- ющее удовольствие. Установите ограничения. Часто, говорит Хауэрд, эти чудовища, которых так боятся дети, это они сами. Ночные страхи особенно символичны и пока- зывают то, что происходит в жизни детей. Если поведение детей не подда- ется контролю днем, они могут подумать, что им нужна защита от чудовищ ночью, говорит она. Им нужна лучше организованная жизнь и больше дисцип- лины, под которой я имею в виду защиту от их собственной агрессивности. Если им разрешают ударять своих родителей или не соглашаться с их мнени- ем - а ведь они считают, что их родители всемогущи - вполне вероятно, что они будут испытывать ночные страхи. Контролируя поведение своих де- тей, вы можете помочь им успокоить эти страхи. Рассказывайте специальные вечерние истории перед сном. Поскольку дети боятся главным образом вещей, которых они не могут контролировать, расс- казывайте им вечерние истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, говорит доктор Хауэрд. Рассказывайте им истории о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся или сумел добиться того, о достижении чего даже не мечтал. Вы можете расска- зывать истории из своего собственного детства или читать книгу, такую, например, как "Маленькая машина, которая сумела". Составьте план. Детей ободряет, когда у них есть план, говорит доктор Рикорди. Например, мы с моим сыном миновали период, во время которого он боялся, что наш дом загорится. Поэтому мы с ним отправились в магазин и купили пожарную лестницу, а потом каждый день в течение недели практико- вались, как мы будем спасаться в случае пожара. Для моего сына все это было очень ободряющим и все его страхи полностью исчезли.
| |||||||||||||||||||||||||||||||