| |||||||||||||||||||||||||||||||
Методологические аспекты психотренинга
Обычное состояние сознания человека, пишет Тарт [120], не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей... Четы- ре типа процессов стабилизируют дискретное состояние сознания: 1) стабилизация нагруженности - когда энергия внимания-сознания, а также другие виды психической энергии, используемые для активации жела- тельных структур, поддерживаются на определенном уровне тем, что психи- ческая система человека подчинена выполнению какой-либо задачи; 2) стабилизация отрицательной обратной связи - процесс корректирова- ния работы тех структур (подсистем), которые из-за каких-либо сбоев отк- лонились от нормы, обеспечивающей стабильность; 3) стабилизация положительной обратной связи - когда структуры (под- системы), не выходя из рамок обычного и желательного режима своей рабо- ты, накапливают определенный положительный опыт, повышающий эффектив- ность этой работы; 4) стабилизация ограничения - когда определенные процессы направлены на ограничение воздействия таких структур (подсистем), которые могли бы дестабилизировать данную систему в целом. В принципе в этом определении заложены основные методологические ас- пекты, которых необходимо добиваться при психотренинге. Для перехода из обычного (базового) состояния бодрствующего сознания в измененное необ- ходимо разрушить механизмы стабилизации подсистем, обеспечивающих это состояние; на этом фоне в соответствии с целевой установкой создать но- вое дискретное состояние сознания, стабилизировать его загруженность, по-новому стабилизировать обратные положительные, отрицательные связи и сформировать стабилизационные ограничения. Для дестабилизации базового состояния сознания необходимы условия де- активации коры головного мозга - уменьшение соматосенсорного потока ин- формации. Самым объемным внешним информационным потоком является зри- тельный канал восприятия (до 90% информации о внешнем мире), самым объемным внутренним потоком информации является проприорецепторная чувствительность мышечной системы. Детальное исследование влияния мышеч- ного напряжения на психическое состояние и наоборот было осуществлено Джекобсоном [162,163]. Изучая методы объективной регистрации эмоцио- нальных состояний, а также электрофизиологические проявления мышечного напряжения, он обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. При этом для некоторых эмоций характерны повышение мышечного тонуса с определенной локализацией и сопутствующая вегетососудистая ре- акция. Так например, депрессивные состояния закономерно сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры, а при эмоции страха повышается то- нус мышц, связанных с фонацией и артикуляцией, а также затылочных мышц. Джекобсон пришел к выводу, что психические процессы могут быть объектив- но измерены и выражены посредством степени мышечного напряжения. В дальнейшем он установил, что неврозы и другие заболевания сопровождаются повышением тонуса скелетных мышц, а это усугубляет состояние больных, приводит к быстрой утомляемости, слабости. В этих случаях, считал он, релаксацию можно использовать как лечебный метод. Отмечено [36], что лица, которые не могут полностью расслабить мышцы, плохо поддаются гипнозу или даже совершенно негипнабельны. Нами выявле- но, что эта же категория лиц практически не может освоить приемы гомеос- татической диагностики. Все сенсорные проекционные зоны вместе с моторной корой занимают око- ло 20% поверхности коры головного мозга [90]. Оставшиеся области называ- ются ассоциативными зонами. Полагают, что здесь осуществляются процессы ассоциации разнообразной, но специфической информации от органов чувств и формируются более сложные элементы сознания. В теменной ассоциативной области, расположенной между соматосенсорной и зрительной проекционными зонами, предположительно возникают наши субъективные представления об окружающем нас пространстве и нашем собственном теле ("образ тела") [90]. Лобные доли коры регулируют целенаправленную деятельность, совме- щая инициирующую и контрольную функцию. Мобилизация ранее накопленного опыта, на базе которого формируется программа действия, осуществляется третичными зонами височной, теменной и затылочными областями. В организации действий и механизма научения у человека поистине реша- ющую роль играет речевая (вторая сигнальная) система. Словесная инструк- ция взрослого, а затем самоприказ, опирающийся на опыт других людей, присвоенный субъектом, очень быстро становятся ведущими источниками фор- мирования новых условных связей [109]. Здесь важную роль играет органи- зация словесной формулы. В зависимости от степени измененности состояния сознания для эффективного восприятия требуются различно сконструирован- ные вариации одной и той же фразы. В процессе общения с испытуемыми, на- ходящимися в измененном состоянии сознания, установлено, что выполнение словесных заданий тем успешнее, чем больше в этих заданиях лексико-грам- матических структур "языка" соответствующего уровня. Законы построения языка для человека, находящегося в разных состояниях изучает достаточно молодая наука "Лингвистика измененных состояний сознания" (термин введен в 1980 г) [114]. Естественный язык представляет собой сложное образова- ние, обладающее богатством внутренней структуры и системно-функцио- нальными связями с деятельностью мозга и всего организма. Он в каждый данный момент сочетает в своей структуре синхронические и диахронические аспекты сознания. Многократное наблюдение одних и тех же языковых струк- тур в ходе непрерывной, последовательной, прямой и обратной, воспроизво- димой диссолюции сознания и изучение закономерностей их возникновения является основным методом лингвистики измененных состояний сознания. При этом существенную роль в выработке временной связи имеет эмоциональная окраска осознаваемого и неосознаваемого слова [69]. Основной прием, использующий лингвистику измененных состояний, заклю- чается в поэтапной свертке формул словесного внушения по мере обучения вхождению в измененные состояния до одиночных слов-сигналов, постепенная замена сигнальных слов на образные чувственные модели, далее на зри- тельные и, наконец, на абстрактные идеи, которые невозможно даже предс- тавить в общепринятом образном виде. Принципиальной особенностью функциональной организации коры мозга яв- ляется вероятностный механизм формирования дискретной мозаики из элемен- тарных ансамблей нейронов, их рабочих модулей [65]. Каждый элементарный нейронный ансамбль состоит из нескольких десятков нервных клеток, зани- мающих в тангенциальной плоскости участок 100-200 мкм. В их центрах на- ходятся первичновозбуж-дающиеся, коротколатентные, стабильно реагирующие нейроны, образующие "скелет" мозаики. Они активируют окружающие вто- рич-новозбуждающиеся, длиннолатентные, вероятностно реагирующие нейроны, образующие подвижный "материал" для приспособительных перестроек. При этом свойства гомеостатического приспособления элементарных нейронных ансамблей к реагированию на разные стимулы даже при частичных поврежде- ниях проявляются в том, что за счет перераспределения связей и активнос- ти вероятно реагирующих нейронов статистически достигается в каждом эле- ментарном ансамбле уровень активности, необходимый для возникновения корковой мозаики, адекватной действующему стимулу. Такие свойства гоме- остатической самоорганизации на микроуровне лежат в фундаменте пластич- ности мозга и на макроуровне его деятельности [65]. При созданиии частичной или полной сенсомоторной депривации появляют- ся условия для более частых изменений статистических ансамблей нейронов (ассоциативных связей) коры, так как количество стимулов, стабилизирую- щих функциональные образования, резко снижается. Новым стабилизирующим фактором будет словесная или иная установка, инициирующая формирование своей уникальной мозаики связей в нейронных ансамблях и, следовательно, новых ассоциативных возможностей организма как целого. Сенсомоторная депривация создается целенаправленным расслаб-лением мышечной системы, зрительная - снижением яркости освещения и закрытием глаз, слуховая - изоляцией помещения от внешнего шума, температурная - комфортным тепловым режимом. Сенсорная и моторная зоны имеют геометрически "искаженную" проекцию схемы тела на нейронную систему прецентральной и постцентральной изви- лин. Области коры, связанные с лицом и рукой, занимают площадь извилины примерно по 33% каждая, в то время как на проекционные зоны туловища и ног вместе взятые тоже приходится примерно 33% [166]. Такое топологичес- кое отображение связано с функциональной значимостью для человека этих органов. По состоянию мимической мускулатуры лица мы определяем настрое- ние и намерения другого человека и соответственно способ общения с ним. Рука является основным органом, реализующим трудовую деятельность и, следовательно, выживание человека. Эти органы имеют особенно высокую плотность рецепторов (особенно пальцы, губы) в следствие этого в зонах проекций указанных органов в фило- и онотогенезе формируются самые большие популяции нейронов. Так как от величины снижения активности сенсомоторных областей коры головного мозга зависит и величина загруженности внимания-сознания и, связанные с ней стабильность положительных и отрицательных обратных свя- зей между функциональными гомеостатами ассоциативной коры, методика ре- лаксации должна учитывать последовательность работы с проекционными об- ластями коры. Последовательность должна быть такой: лицо - рука - нога - корпус тела. Сопутствующие релаксации вегетативные ощущения, при их со- четанности со словесным внушением, облегчают замыкание условнорефлектор- ных связей на вторую сигнальную систему. Следствием этого появляется возможность: 1 - произвольного управ-ления ранее непроизвольными функци- ями организма и 2 - создание новых функциональных цепей обработки инфор- мации, ранее не имевшей жизненного и социального значения для организма, а потому и не поступавшей в сознание. Т.е. такая информация для человека как бы не существовала. Исследователи подчеркивают значение межполушарной асимметрии мозга в предрасположенности к целительской деятельности и другим аномалиям при психопатологиях [18,43,70], причем некоторые из аномалий у правшей даже не встречаются. В группах по исследованию особенностей ЭЭГ сенситивов оказалось что большинство из них - 72% являются либо левшами, либо амби- декстрами [24]. С нашей точки зрения, условия формирования сознания у левшей значительно отличаются от правшей, так как носителям признака "левизны" приходится жить и развиваться в "правостороннем" мире. Это уменьшает у леворуких индивидуумов прочность сформированных связей между функциональными гомеостатами высших отделов коры головного мозга. При- мерно такие же результаты можно ожидать независимо от праворукости и ле- ворукости у людей, перенесших ушибы и черепно-мозговые травмы с потерей сознания.
Заключая методологический материал к овладению приемами изменения психофизиологического состояния организма, выделим основные положения, на которых строятся занятия: 1 - формирование целевой установки; 2 - создание условий глубокой сенсомоторной депривации; 3 - правильное построение словесного (ауто)внушения; 4 - ограничение временными рамками тренинга (2 и 3 пп являются большой неадекватной нагрузкой на высшую нервную деятельность начинаю- щих, могут возникнуть срывы и отказ от этой деятельности по типу охрани- тельного "торможения", выражающегося в невозможности расслабится); 5 - регулярность повторения соответствующих этапов тренинга.
| |||||||||||||||||||||||||||||||