| |||||||||||||||||||||||||||||||
Закал-игра
Проще всего принцип "С у довольствием!" культивировать у детей при закаливании в игре. Вспомните жаркий июльский пляжный день. На не- бе ни облачка. Солнце палит нещадно. Пляж усыпан, телами загорающих. В этом мире безмолвия и вдохновенной тоски по шоколадному загару толь- ко'дети .сохраняют чувство жизни. Они жмутся к воде, на самом бережку строят песчаные замки, гоняются за стайками рыбок, рисуют на песке па- лочками, роют ямки, пытаются докопаться до извечного "А что же- там, дальше?" Вода в такой день, как правило, не ниже +20оС, и тот, кто в ней уже оказался, не может подолгу выйти на берег. Не в одном месте я про- вел немало дней на пляже. Слышал всякой "А ну вылезай, уже губы си- ние!", или "Да ты весь уже дрожишь", или "Костя! Хватит! Папа - и то замерз!". Но ни в одном случае я не услышал: "Мариночка, тебе осталось по таблице две минуты, выходи из воды!" Так что могу заподозрить: таб- лицы написаны для кабинетов и, может быть, для групп организованных детей. А родителям нужны рекомендации попроще. И тут, мне кажется, большинство из них поступает правильно, полагаясь на природу малыша (замерзнет -сам вылезет). Если это делается регулярно, если доверяют ощущениям ребенка, его самочувствию, то простуды, как правило, не слу- чается. Если его вытягивают из воды раз за разом насильно, то, изго- лодавшись по воде, завидуя другим детям, он улучит момент, обязательно пересидит в ней и может простудиться. Сведения из физиологии, изложенные выше, мы в своей семье понима- ем творчески. Ребенок подолгу купается, играет в воде, наконец, у него появляются мурашки, затем - дрожь. Что делать? Бить тревогу? Упрекать? Понукать? Отправлять на берег? Не торопитесь! "Дрожь, -вспоминаем мы, - нормальная физиологичес- кая реакция организма на охлаждение, результат включения системы тер- морегуляции: во-первых, увеличения теплообразования (химической термо- регуляции - за счет дрожи) и, во-вторых, уменьшения теплоотдачи (физи- ческой терморегуляции за счет сужения сосудов кожи - -мурашек)". Побо- ров в себе (и жене) родительское чувство, мы довольны тем, что связали теорию с практикой, включили в работу систему терморегуляции нашего малыша. По-житейски: "Пусть мерзнет - полезно!" В благополучности ис- хода заложена эволюция живой природы. Но природа не отрабатывала постепенного захода в воду. Похолода- ния в природе, как правило, резкие. Человек закалялся вынужденно, и силу обстоятельств: подул холодный ветер, полил дождь, на пути встре- тилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался леднико- вый период... Поэтому я и отделил умышленно детишек на берегу реки, играющих в песочек, от детишек, которые "расправляются с холодом" в воде. Понаблюдайте: младшие из них заходят в воду в игре, старшие - с разбегу. В этом разбеге разгоряченного ребенка в холодную воду есть тоже наследие природы: приспособленность организма в первую очередь к резким, ударным изменениям температуры. Развивая принцип "С удовольствием!", мы придумываем с детьми за- кал-игры. Первая из них - water ball (уотэбол) - водный мяч. Играющие разбиваются на берегу на две равносильные команды. После жеребьевки мяч берет игрок команды, выигравшей жребий, и заходит в воду. Играющим необходимо иметь коротко остриженные ногти. Задача: передать мяч игро- ку своей команды. Команда, игроки которой больше произведут бросков друг другу, выигрывает. Нельзя: игрокам одной команды удаляться друг от друга в момент броска дальше пяти метров и хватать противника за туловище. Разрешается: хватать за руки и ноги, толкать в туловище, притапливать противника на одну секунду независимо от нахождения мяча. Игра началась. Что тут творятся! Проблема захода решается сама собой. Все стремглав пускаются в воду, пытаясь овладеть мячом. Игроки команды с мячом (обороняющиеся) пытаются найти свободное поле, переб- расывают мяч друг другу. Игроки наступающей команды действуют своеоб- разно. Один ныряет, хватает противника за ноги, делает рывок. И вот обладатель мяча погружается в воду, в падении посылая его своему парт- неру. Бросок неточен, к мячу устремились 2-3 игрока. Вода бурлит, мяч скачет, на выручку несется еще пара игроков. Силовые приемы, кто-то ушел под воду, кто-то водрузился на противнике... Пена... Где мяч? - Вот он, красный, выныривает и скачет против логики к уныло сто- ящему игроку. Последнего словно подменяют. Из "Леопольда" он превраща- ется в "Леопарда", лихорадочно,ищет свободного партнера. Находит его... на глубине, в обществе очаровательной сероглазой блондинки (формально, конечно, - игрока противоборствующей команды),.. Бросок в глубину... Трудно бороться с блондинкой, силы покидают, мяч достается другой команде,., Серьезный читатель скажет: "А при чем гут закаливание? Самодея- тельность какая-то". Обоснуем свой ответ. Игра в воде не прерывается до полутора часов Загляните в таблицу Л. И. Кондаковой-Варламовой (1980). Максимум купания, рекомендованного для школьников в воде с температурой не ниже 20оС, - 3-15 минут Это, простите за метрологичес- кую точность, в 4-30 раз меньше допустимых физиологических значений. Мы не против запаса, но не в таких же размерах. А главное - не за счет ослабления системы терморегуляции. Ведь не исключено, что при трехми- нутное; купании она и не включится на полную мощь. А ребенок сызмаль- ства будет приучаться к "науке оберегать" себя (и своих будущих детей) от "коварства окружающей природы". - Почему "коварства"? - Потому, что интуиция подсказывает ребенку, что купаться и поели трех минут приятно, а "оказывается" - "низя". Раз зашла речь о плавании, добавим несколько слов о небольшой иг- ре - плавании в водорослях. Именно эту процедуру рекомендует Е. Д. Ко- новалов в книге "Ты сильнее воды". Действительно, в водорослях может оказаться и байдарочник с детьми, и купающийся в незнакомом месте, и оступившийся с моста или лодки рыбак. Что советует автор? - Прежде всего не растеряться, сохраняя спокойствие, расслабленно выплыть на открытую воду или к берегу. Вот это самое "не растеряться" возникнет в сознании, если поиграть в водорослях пол контролем сильных пловцов, Мы перепробовали разные стили плавание в такой воде. Способы "На спине" и "дельфином" отпадают; на спине трудно ориентироваться, а "дельфин" - энергоемок и связан с нырянием в водоросли. Казалось, сго- дится туристский стиль - брасс. Однако он в водорослям себя не оправ- дал: при толчке ногами и последующем их подтягивании к туловищу водо- росли навиваются на подъем стопы, кик веревки, и тянут назад вниз. Ос- тановились на способе "кроль на груди" без погружения головы. Ноги ножницами неторопливо бултыхаются, раздвигая водоросли. Руки поочеред- но проносятся в воздухе вперед, опускаются воду и делают грибок, даже опираясь, если случится, на водоросли. Перенесемся из лета в зиму. Неужели не существует такой же захва- тывающей закал-игры, как описанная? Оказывается, есть Это всем известный хоккей. Но для избежания травмоопасности "семейный хоккей" проще. В нашей огромной России с заснеженными просторами Сибири и Севера природные ледовые площадки еще долго 6удут соперничать с ледовыми дворцами. Это и замерзшая речка, и озерцо, а то и просто - лужа неподалеку. Они ближе к дому, их неизме- римо больше. Травмоопасность хоккея мы устраняем просто. Ворота делаются из доски шириной 80 сантиметров и высотой 15 сантиметров, закрепляемой во льду. Хочешь в них попасть - изволь прижимать маленькую, детскую шайбу пониже. Поле, ориентировочно 15х20 метров, размечается средней линией и "пятачками" у ворот, каждый из которых - полукруг из центра ворот с радиусом клюшки (около полутора метров). В него заезжать нельзя. Из-за средней линии бросать тоже нельзя. Получается, что можно закатывать шайбу, не отрывая ото льда, из восьмиметровой зоны "средняя линия" - "пятачок", что исключает резкие щелчки по этим низким воротам, На них может стоять и бабушка, и шестилетняя внучка. Силовые приемы тоже не применяются. Такие правила дают возможность участвовать в "семейном хоккее" и взрослым, и малышам, и мальчикам, и девочкам. Игра идет без остановки и с не меньшим накалом, чем "водный мяч". Проследим за мыслями одного из игроков, скажем, мальчика Алеши. "Олег, мне! Дядь Володя зевает, щас я ему ввалю шайбу,.. - Офсайд! Фу-ты, черт, принял за красной линией, надо отъезжать... Ничего, прорвемся, пойду на Маринку. Она хоть и длинная, но хлипкая, обыг- раю... Откуда взялась Ира? Надо пасовать Олегу! - Олег, бей! Куда там: дядь Володя давит. Недаром рубашку снял. - Олег, мне! Вот здорово! У бабки-вратаря между валенками просвет... Лишь бы не заехать на "пятачок" и не поднять шайбу выше доски... И-и-эх! - Г-о-о-о-л!" Азарт нарастает. Уже час ребята, раскрасневшиеся от быстрой игры, мелькают на коньках между воро тами. Счет космический: 21-19. Уже при- был с работы в возвышающийся на берегу озера дом дядя Витя. Хотел было поесть, но куда там: скоро солнце зайдет. А лучше него никто на воро- там не стоит. Ребята так и говорят: стоит на воротах, будто грузин лезгинку танцует... Через 10 минут от такой лезгинки становится жарко, и он остается в брюках и рубашке. А народ все прибывает. Вот пришел в доспехах быст- роногий, как Валерий Харламов, Володя. Он занимается в хоккейной сек- ции. Вот идут два неразлучных первоклассника, всегда первыми вызываю- щиеся расчищать каток. Вот приковылял в больших ботинках с коньками Игорь- "пьяный ежик" (устоять на таких коньках трудно)... От солнца остался лишь золотисто-багряный след на западном берегу озера, прямо над камышами. Уж в объятиях заката показалась влюбленная в него звездочка. А ледяная карусель - в самом разгаре. Возбужденные ребята давно поснимали пальто, шайки и носятся в темноте как привиде- ния. Наконец, когда шайбу не удается разыскать за снежным бортиком, игра обрывается. Мальчишки горячо клянутся, что завтра быстро сделают уроки и придут пораньше... Вот вам и закал-игра! Никто не диктует: "Разденься до рубашки!" Не дозирует время, не ставит задачу закалиться. Все происходит само собой, в азарте. Однако за время таких игр я не помню ни одного забо- левшего. Вырастет такой ребенок, спросите его: "Что такое закалива- ние?" Он удивится, ответит, что это, "когда на ноги льют воду"... и отправится налегке играть в "семейный хоккей".
| |||||||||||||||||||||||||||||||