| |||||||||||||||||||||||||||||||
Загорание
Вырос я под жарким урюпинским солнцем на Хопре, притоке Дона. Его золотистые песчаные пляжи с противоположным крутым обрывом и лесом на все каникулы заменяли нам, мальчишкам, родные дома. Встанешь утром, поешь и отправляешься через весь город в одних трусиках на Хоп„р. И путь и день предстоят длинные, словно идешь на месяц. Ориентируешься по солнцу. Сначала оно светит тебе в спину, потом, в полдень, стоит над рекой и к вечеру переваливает в лес. Его лучи ласково играют на прибрежной зыби реки, спинках: рыбок, отражаются от зеленовато-сталь- ной воды... Безмятежное, счастливое в этих пляжных днях-месяцах детство! Ни- каких забот, задумок, задач и обязанностей. Это позже ты поймешь, что счастье - в преодолении, самоутверждении, соединении, сравнении заду- манного и свершенного. А сейчас ты лежишь на бархатно-золотистом пес- ке, сыплешь из ладошки в ладошку "золотые мои россыпи",и время оста- навливается для тебя. Ты пытаешься разглядеть каждую частичку этих пе- сочных часов, наблюдаешь разноцветье ее граней, принадлежишь, как и они, вечности. Повернешься на спину и неожиданно падаешь в бездонное голубое не- бо... Только солнце возвращает твой мир мечтаний на землю. Хочется к воде. Плюхаешься в нее, плывешь, ныряешь, ощущаешь ее прохладу, мяг- кость, вкусность... В такой длинный день совсем не ощущаешь голода, забываешь о еде и к вечеру; разомлевший, невесомый, возвращаешься домой. Соседи удивля- ются, какой у тебя шоколадный загар, выгоревшие волосы и брови... Сейчас жизнь стремительнее. Дети подолгу наедине не остаются, у них режим, с ними занимаются, их кормят (раз за разом), наконец, зака- ляют. А нет ли потерь в этом непрерывном действии? Не стоит ли им иногда окунаться в бесконечность бытия, воспитывая в себе Личность? Лагерь - это хорошо, турпоходы - прекрасно! ! Но, может быть, стоит сочетать активный отдых периодами безмятежного ухода в себя, уедине- ния, раскрепощения? Уединенный пляж - лучшее место для этого. Знаю, как трудно уйти в отпуск в пляжное время. Существует жесткий график отпусков. Он зачас- тую не совпадает с периодами относительного затишья на работе. Допус- тим, метрология требует систематического ведомственного контроля, ат- тестации головных и базовых органи заций, аналитических лабораторий. В остальное время - последовательная работа над метрологическими прави- лами и нормами, оснащением предприятий средствами контроля состава и качества продукции цветной металлургии. Казалось бы, отпуск можно спланировать не только без ущерба, но даже - с пользой для метрологии. Из физиологии известно, что при повышении температуры окружающей среды производительность труда падает... В жаркое время самое место - на пляже, где ваш ребенок сможет по- сидеть на бережку, у воды и намыть целый английский замок из песка. Не торопитесь отрывать его даже ради выдерживания времени воздушных ванн. Загляните в глаза ребенка. Там вы увидите рассказ о привидениях замка, жарких схватках, может быть, нежное чувство к принцессе, которая сидит вот в этом окошке... Вас смущает продолжительность солнечно-воздушной ванны из упомя- нутой таблицы (школьники - до 30-40 минут)? Какой-то части ребят подойдет опыт моего детства и нашей семьи. Если взять за основу положение "для школьников не рекомендуется более двух воздушных ванн в один день", то мы перекрываем его раз в пять. Другие пусть сами определят оптимум продолжительности солнечно-воздуш- ной ванны. Он не только не угнетает детей, но даже сохраняет в них бодрость. Загорание можно сочетать с аутогенной тренировкой - самовнушени- ем. Дети увлекаются этим занятием, как фокусом. Проще всего им удается психомышечная тренировка: попеременное напряжение (вдох) и последующее расслабление мышц на выдохе. Это базируется на взаимосвязи мышечного и психического напряжения. "Тигр перед прыжком стальной, он весь напряг- ся. Тигр спящий - мягок, его лапы как плети. Сейчас ты тигр перед прыжком --вдох! Теперь ты тигр спящий выдох!" Лучше всего начинать с определенной группы мышц. Мы расслабляемся в такой последовательности: сначала мышцы лба и глаз, затем - рта и языка, далее - шеи и рук, наконец-спины и ног. Потренировавшись, мож- но, не напрягая мышцы, вдохнуть - пауза - продолжительный выдох с расслаблением мышц. "Я рас-(в сознании - мышцы лба и глаз)-слаб (мышцы рта и язык)-ля (мышцы шеи и рук)-юсь (мышцы спины и ног)". Следующее упражнение позволяет выработать чувство тепла в руках и ногах. У нас привился такой прием. На слово "т-е-п-л-е-ю" (выдох) мыс- ленно "выдыхать" теплый воздух через руки и ноги. При этом представля- ешь теплую волну воздуха, которая последовательно идет через плечо, предплечье, кисти и одновременно через бедра, голени, ступни, Почувствовав тепло в руках и ногах (а на пляже это удается быст- ро), переходим к следующему упражнению. На слово "и" вдыхаем, а на последующий выдох произносим про себя: "Л-ег-ч-а-ю". Ориентиром для этого ощущения служит чувство легкости после парнОй, когда ты, невесо- мый, ложишься в постель спать. Причем это ощущение тем выше, чем боль- ше было цикле контрастного закаливания (жар - холод). После освоения третьего упражнения начинается самое главное; про- изнесение формулы цели. Весь смысл аутогенного погружения не только расслабиться, отдохнуть, заснуть. В предсонном состоянии, (в так назы- ваемой парадоксальной фазе) можно внушить себе многое: от повышения производительности труда на работе до возможности переплыть в одиночку на резиновой лодке Атлантический океан. Последнее с успехом проделал "король" аутогенной тренировки - Ханнес Линдеман. Жизнь поставит свои формулы-цели. А пока мы говорим о закалива- нии, нам и нужна его формула в соответствии с принципом N 1. Она долж- на отвечать личным склонностям, возможностям конкретного органи ма, особенностям региона, словарному языку закаляющегося. Формула должна быть короткой, , точной, посильной. предельно понятной именно тебе. С одной стороны, лозунг, желание, мечта; с другой стороны: сама жизнь - будничная, реальная, доступная, интимная... После такого вступления трудно что-либо и советовать. Приведем лишь два примера. Ханнес Линдеман имел две формулы цели: "Я справ- люсь!" и !Курс - вест!" Он .так часто и много их повторял, что настал момент, когда на вопрос, останется ли он живым, у него появлялось безбрежное чувство уверенности в благополучном плавании через океан. А когда ему, измученному семидесятисуточным плаванием, в бреду явился африканец и спросил: "Хозяин, куда мы плывем?", - Линдеман ответил: "Курс - вест!" После этого мореплаватель пришел в себя и продолжил борьбу за жизнь. Наши с вами цели скромнее: мы "плывем по течению жизни" и хотим "на грани удовольствия" "причалить" к закаливанию, "Теплолюбивым" ма- мам подойдет Формула цели: "прохладу полюбить". Всего-то ничего. Прох- лада мягче холода, а понятие любви - ближе всего, пожалуй, хранитель- ницам семейного очага. Однако масштабы этого мировоззренческого сдвига могут стать грандиозными. В идеальном случае они охватят половину взрослого трудоспособного населения. J| в руках этой половины - все будущие люди земли. А в руках этой половины - все будущие люди земли. Так, всего лишь за два поколения, любовь к прохладе (а вместе с ней - к закаливанию) может стать всеобщей. Практический опрос показал, что эта формула цели, как ни странно, подходит и бывалому "моржу". Опускаясь в прорубь, он, конечно, ощущает обжигающее объятие воды. Вспомнившееся "прохладу полюбить" прокатыва- ется теплой шуткой по его телу. Вроде суворовской об Альпах: "Перемах- нем пригорок!" "Морж" веселеет, освобождаясь от лишнего напряжения. Плавание в ледяной воде облегчается, становится "домашним", Оба приведенных примера относятся к сиюминутной потребности. Вы вышли из помещения на улицу. В лицо ударил перехватывающий дыхание мо- роз. Возникшая в сознании формула "прохладу полюбить" мобилизует орга- низм, дышать становится легче... У формулы, оказывается, есть и дру- гой, перспективный смысл На первый взгляд она нейтральная, незадирис- тая, не похожа на лозунг. Это облегчает свыкание с новинкой Вскоре время покажет, что мы ощутили только макушку айсберга. "Подводная часть" формулы - как заведенная пружина. Осев в сознании, а затем и в подсознании, "граница прохлады" месяц за месяцем, год за годом начина- ет дрейфовать в сторону холода. Поначалу, осенью, в поиске прохлады вы остановились на демисезонном пальто. На следующий год, осмелев, обна- руживаете, что плащ греет не меньше. Принцип "постепенно" осуществля- ется сам по себе. Накопленный с помощью формулы-пружины опыт позволит осознать привыкание к холоду. У человека возникнет потребность углу- бить многолетнюю программу закаливания. В самом простом случае можно использовать слова популярной песни: "От всех болезней нам полезней: солнце, воздух вода!" С солнца, кстати, и проще всего начать закаливание: "Пар костей не ломит!" Наше ласковое светило недаром с древности ходит в божест- вах. Хотите понять, почему это произошло? Попробуйте в отпуске, отоспавшись денек-другой, начать вставать пораньше, перед восходом. Если вы уже приобщились к бегу, вам повезло. Надев кроссовки и трусы, отправляйтесь по утренней росе на самое высо- кое место окрестности. Пробегая мимо озера или речки, вы удивитесь ут- реннему молоку-туману. Он причудливо стелется над водой, окутывает подмостки, рисует вам мост-балкон, висящий в воздухе и растворяющийся где-то там, в неведомом. На бегу запахи трав, цветов, леса, настоянные на тумане, пробуждают ваш организм. Становится легко дышать. Тропинка поднимается все выше, наконец вершина холма. Вы - в ожидании. Весь мир - в безмолвии у ваших ног. Сейчас начнется чудо пробуждения природы. "Горит Восток зарею новой..." В центре ее ореола появляется рогалик малинового солнца. Чем он больше, тем светится ярче и радостнее. Когда диск выплывает наполовину, его центр светлеет и становится багря- но-красным. Наконец, сформировавшись, могучий оранжевый шар с красным ободком плавно отплывает от горизонта. Еще пять минут назад было таинственно-тихо, а сейчас окрестности приветствуют светило многоголосым щебетом,гомоном, чвиканьем. Вам хо- чется присоединиться к этому вдохновенному хору, вы- на подъеме, обо- жествляете это чудо природы - солнце, его восход. Отправляйтесь к реке, позавтракайте -и на пляж... Ваше божествен- ное утреннее знакомое уже не интимно, а буднично сияет над целым ми- ром. Вам приятно нежиться на песке, то спиной, то грудью ощущая его ласку. Настает момент, когда вас начинает тянуть в воду. Вы опускае- тесь в нее, ощущая всем существом другую прохладу. Вдруг словно пружи- на распрямляется в теле. Вы начинаете плыть, не отдавая себе отчета: куда и зачем... Оказывается: из самого простого намерения- закаливания солнцем - вы естественно приобщаетесь к контрастному (ударному) закаливанию. Су- дите сами. Упомянутая таблица дает наибольшую разницу температур конт- растного обливания для школьников: 4-|2оС. Термометр на солнце покажет не меньше +40оС, в воде--около 20оС,разность 20оС. Вот ваши мышцы и начали энергично работать, почувствовав прохладу воды. Поплавав, вы направляетесь к кругу отдыхающих, .головами которых звенит волейбольный мяч, или углубляетесь в интересную книгу, припа- сенную на отпуск, или занимаетесь с ребенком. День за днем такое зака- ливание превратит вас в поджарого бронзового атлета из "римской школы гладиаторов". К концу отпуска заход в прохладную воду станет привыч- ным, плавание - продолжительным. На повестку дня станет вопрос: "Как продолжить закаливание?"
| |||||||||||||||||||||||||||||||